МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан МКУ отдел образования МР Зианчуринский район Республика Башкортостан МОБУ СОШ с. Ишемгул «Рассмотрено» ШМО классных руководителей _____________________ Мусина А.Р.. протокол № 1 от «28» 08 2023 г. «Согласовано» Заместитель директора «Утверждаю» Директор школы по ВР ________________________ _________________________ Бакирова Л.И. 28.08.2023 ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10-11 классы Срок реализации: 2 года 2023-2024 учебный год Тулибаев А.М. Приказ № 86 от «28» 08 2023 г. Пояснительная записка Актуальность развития функциональной грамотности обоснована тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся. Программа нацелена на совершенствование: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; - понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Цели программы Совершенствование навыков функциональной грамотности учащихся 10-11 классов. Планируемые результаты: Предметный результат, формируемый при изучении курса: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. уровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в этой области и определения определенного класса проблем в социальной практике. Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются: сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательского навыка; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения; воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им; Метапредметные результаты изучения курса проявляются в: умении эффективно использовать различные стратегии работы с текстом; обращении к различным информационным источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной ( исследовательской) деятельности; умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы; сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков; представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько существенных признаков. Программа рассчитана на 2 года обучения (10-11 классы), реализуется из части внеурочной деятельности и включает 6 модулей (читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 05 часа в неделю в каждом класс- комплекте. В 10- 11 классе -0,5 часа в неделю, т.е 17 часов в год. 1 четверть – модуль «читательская грамотность». 2 четверть – модуль «математическая грамотность», модуль «финансовая грамотность». 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность», 4 четверть – модуль «глобальные компетенции», «креативное мышление» Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. № 1 2 3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Модуль «Читательская грамотность» 10 класс Кол-во часов Формы проведения Тема занятия Текст: понятие текста и 1 Беседа. виды его обработки Обсуждение. Практикум Виды структурной 1 Беседа. переработки текста Обсуждение. Практикум Виды функциональной 1 Беседа. переработки текста Обсуждение. Практикум Информационная 1 Беседа. переработка текстов Обсуждение. Практикум № 1 2 3 Итого 4 11 класс Тема занятия Информационная культура Кол-во часов Особенности устнописьменных преобразований текстов Медиакультура 1 4 1 1 Электронный тексты Итого Модуль «Математическая грамотность» № 10 класс Тема занятия 1 Задачи на установление закономерностей 1 4 2 Решение задач с физическим содержанием 1 Итого 11 класс Тема занятия Функциональные уравнения 2 Кол-во часов № 1 2 Кол-во часов 1 1 Решение задач с экономическим содержанием Итого Модуль «Финансовая грамотность» № 10 класс Тема занятия 1 Банковская система: услуги и продукты 1 2 Страхование: что и как надо страховать 1 Итого 11 класс Тема занятия Собственный бизнес: как создать и не потерять 2 Кол-во часов Риски в мире денег: как защититься от разорения 1 № 1 2 Формы проведения Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Круглый стол Формы проведения Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Практикум Формы проведения Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Практикум 2 Кол-во часов 1 1 Формы проведения Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Круглый стол Формы проведения Беседа. Обсуждение. Круглый стол Беседа. Обсуждение. Практикум Итого 2 Модуль «Естественно-научная грамотность» № 10 класс Кол-во часов Тема занятия 1 Структура и свойства 1 веществ 2 Химические изменения 1 состояния веществ 3 Физические состояния и изменения веществ 1 4 Электромагнитные явления 1 4 Кол-во часов 1 Итого 11 класс Тема занятия Экологические системы 2 Здоровье человека 1 3 Наследственность биологических объектов 1 4 Земные процессы и циклы 1 № Итого Модуль «Креативное мышление» № 10 класс Тема занятия 1 Креативность – спутник креативного (творческого) мышления. 2 Упражнения на развитие творческого мышления. Учимся нестандартно мыслить. Итого № 11 класс Тема занятия 1 Понятие интеллекта. Можно ли измерить интеллект? IQ-тест. 2 Ментальные карты. Определение, отличие от традиционной системы 1 Формы проведения Квест, круглый стол. Беседа. Обсуждение. Практикум Моделирование. Наблюдение физических явлений Наблюдение физических явлений Формы проведения Обсуждение, урокпрактикум. Квест, круглый стол. Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Практикум 4 Кол-во часов 1 1 2 Кол-во часов 1 1 Формы проведения Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Практикум Формы проведения Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Практикум записи. Итого Модуль «Глобальные компетенции» № 10 класс Тема занятия 1 Уважение интересов и мнений 2 № 1 2 Научное явлений объяснение 2 Кол-во часов 1 1 Итого 11 класс Тема занятия Перечень глобальных проблем ООН 2 Кол-во часов Мыслить глобально действовать локально. 1 Итого и 1 2 Формы проведения Беседа. Обсуждение. Круглый стол Беседа. Обсуждение. Практическая работа Формы проведения Беседа. Обсуждение. Практикум Беседа. Обсуждение. Круглый стол