рабочая программа Функциональная грамотность 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ отдел образования МР Зианчуринский район Республика
Башкортостан МОБУ СОШ с. Ишемгул
«Рассмотрено»
ШМО классных
руководителей
_____________________
Мусина А.Р..
протокол № 1 от «28» 08
2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора

«Утверждаю»
Директор школы
по ВР

________________________

_________________________
Бакирова Л.И.
28.08.2023

ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
10-11 классы
Срок реализации: 2 года

2023-2024 учебный год

Тулибаев А.М.
Приказ № 86
от «28» 08 2023 г.

Пояснительная записка
Актуальность развития функциональной грамотности обоснована тем, что
субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и
социальных достижениях обучающихся.
Программа нацелена на совершенствование:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,
а также возможности участия в экономической жизни.
Цели программы
Совершенствование навыков функциональной грамотности учащихся 10-11 классов.
Планируемые результаты:
Предметный результат, формируемый при изучении курса:
 потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации,
дальнейшего образования, саморазвития;
 готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу,
оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
 способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в
соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой
информации в жизненных ситуациях.
 уровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в
этой области и определения определенного класса проблем в социальной практике.
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
 сформированность ценностного отношения к чтению;
 совершенствование читательского навыка;
 развитие эстетического вкуса;
 формирование развивающего круга чтения;
 воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

 понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им;
Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:
 умении эффективно использовать различные стратегии работы с текстом;
 обращении к различным информационным источникам;
 объективно оценивать достоверность и значимость информации;
 освоить опыт проектной ( исследовательской) деятельности;
 умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
 умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
 умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы;
 сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько
существенных признаков;
 представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько
существенных признаков.
Программа рассчитана на 2 года обучения (10-11 классы), реализуется из
части внеурочной деятельности и включает 6 модулей (читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции и
креативное мышление).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание
модуля из расчета 05 часа в неделю в каждом класс- комплекте.
В 10- 11 классе -0,5 часа в неделю, т.е 17 часов в год.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность», модуль «финансовая
грамотность».
3 четверть – модуль «естественнонаучная
грамотность»,
4 четверть – модуль «глобальные компетенции»,
«креативное мышление»
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

№
1
2
3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Модуль «Читательская грамотность»
10 класс
Кол-во часов
Формы
проведения
Тема занятия
Текст: понятие текста и
1
Беседа.
виды его обработки
Обсуждение.
Практикум
Виды
структурной
1
Беседа.
переработки текста
Обсуждение.
Практикум
Виды
функциональной
1
Беседа.
переработки текста
Обсуждение.
Практикум
Информационная
1
Беседа.
переработка текстов
Обсуждение.
Практикум

№
1
2
3

Итого

4

11 класс
Тема занятия
Информационная культура

Кол-во часов

Особенности
устнописьменных
преобразований текстов
Медиакультура

1

4

1

1

Электронный тексты
Итого
Модуль «Математическая грамотность»
№
10 класс
Тема занятия
1
Задачи на установление
закономерностей

1
4

2

Решение
задач
с
физическим содержанием

1

Итого
11 класс
Тема занятия
Функциональные
уравнения

2
Кол-во часов

№
1
2

Кол-во часов
1

1

Решение
задач
с
экономическим
содержанием
Итого
Модуль «Финансовая грамотность»
№
10 класс
Тема занятия
1
Банковская
система:
услуги и продукты

1

2

Страхование: что и как
надо страховать

1

Итого
11 класс
Тема занятия
Собственный бизнес: как
создать и не потерять

2
Кол-во часов

Риски в мире денег: как
защититься от разорения

1

№
1
2

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум

2
Кол-во часов
1

1

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол
Беседа.
Обсуждение.

Практикум
Итого
2
Модуль «Естественно-научная грамотность»
№
10 класс
Кол-во часов
Тема занятия
1
Структура и свойства
1
веществ
2
Химические
изменения
1
состояния веществ
3

Физические состояния и
изменения веществ

1

4

Электромагнитные
явления

1
4
Кол-во часов

1

Итого
11 класс
Тема занятия
Экологические системы

2

Здоровье человека

1

3

Наследственность
биологических объектов

1

4

Земные процессы и циклы

1

№

Итого
Модуль «Креативное мышление»
№
10 класс
Тема занятия
1
Креативность – спутник
креативного (творческого)
мышления.
2
Упражнения на развитие
творческого
мышления.
Учимся
нестандартно
мыслить.
Итого
№
11 класс
Тема занятия
1
Понятие
интеллекта.
Можно
ли
измерить
интеллект? IQ-тест.
2
Ментальные
карты.
Определение, отличие от
традиционной
системы

1

Формы
проведения
Квест, круглый
стол.
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Моделирование.
Наблюдение
физических
явлений
Наблюдение
физических
явлений
Формы
проведения
Обсуждение,
урокпрактикум.
Квест, круглый
стол.
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум

4
Кол-во часов
1
1

2
Кол-во часов
1
1

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум

записи.
Итого
Модуль «Глобальные компетенции»
№
10 класс
Тема занятия
1
Уважение интересов и
мнений
2

№
1
2

Научное
явлений

объяснение

2
Кол-во часов
1
1

Итого
11 класс
Тема занятия
Перечень
глобальных
проблем ООН

2
Кол-во часов

Мыслить глобально
действовать локально.

1

Итого

и

1

2

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол
Беседа.
Обсуждение.
Практическая
работа
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».