рабочая программа Функциональная грамотность 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ отдел образования МР Зианчуринский район Республика
Башкортостан МОБУ СОШ с. Ишемгул
«Рассмотрено»
ШМО классных
руководителей
_____________________
Мусина А.Р..
протокол № 1 от «28» 08
2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора

«Утверждаю»
Директор школы
по ВР

________________________

_________________________
Бакирова Л.И.
28.08.2023

ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
10-11 классы
Срок реализации: 2 года

2023-2024 учебный год

Тулибаев А.М.
Приказ № 86
от «28» 08 2023 г.

Пояснительная записка
Актуальность развития функциональной грамотности обоснована тем, что
субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и
социальных достижениях обучающихся.
Программа нацелена на совершенствование:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,
а также возможности участия в экономической жизни.
Цели программы
Совершенствование навыков функциональной грамотности учащихся 10-11 классов.
Планируемые результаты:
Предметный результат, формируемый при изучении курса:
 потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации,
дальнейшего образования, саморазвития;
 готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу,
оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
 способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в
соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой
информации в жизненных ситуациях.
 уровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в
этой области и определения определенного класса проблем в социальной практике.
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
 сформированность ценностного отношения к чтению;
 совершенствование читательского навыка;
 развитие эстетического вкуса;
 формирование развивающего круга чтения;
 воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
текстов (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

 понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им;
Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:
 умении эффективно использовать различные стратегии работы с текстом;
 обращении к различным информационным источникам;
 объективно оценивать достоверность и значимость информации;
 освоить опыт проектной ( исследовательской) деятельности;
 умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
 умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;
 умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы;
 сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько
существенных признаков;
 представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько
существенных признаков.
Программа рассчитана на 2 года обучения (10-11 классы), реализуется из
части внеурочной деятельности и включает 6 модулей (читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции и
креативное мышление).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание
модуля из расчета 05 часа в неделю в каждом класс- комплекте.
В 10- 11 классе -0,5 часа в неделю, т.е 17 часов в год.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность», модуль «финансовая
грамотность».
3 четверть – модуль «естественнонаучная
грамотность»,
4 четверть – модуль «глобальные компетенции»,
«креативное мышление»
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

№
1
2
3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Модуль «Читательская грамотность»
10 класс
Кол-во часов
Формы
проведения
Тема занятия
Текст: понятие текста и
1
Беседа.
виды его обработки
Обсуждение.
Практикум
Виды
структурной
1
Беседа.
переработки текста
Обсуждение.
Практикум
Виды
функциональной
1
Беседа.
переработки текста
Обсуждение.
Практикум
Информационная
1
Беседа.
переработка текстов
Обсуждение.
Практикум

№
1
2
3

Итого

4

11 класс
Тема занятия
Информационная культура

Кол-во часов

Особенности
устнописьменных
преобразований текстов
Медиакультура

1

4

1

1

Электронный тексты
Итого
Модуль «Математическая грамотность»
№
10 класс
Тема занятия
1
Задачи на установление
закономерностей

1
4

2

Решение
задач
с
физическим содержанием

1

Итого
11 класс
Тема занятия
Функциональные
уравнения

2
Кол-во часов

№
1
2

Кол-во часов
1

1

Решение
задач
с
экономическим
содержанием
Итого
Модуль «Финансовая грамотность»
№
10 класс
Тема занятия
1
Банковская
система:
услуги и продукты

1

2

Страхование: что и как
надо страховать

1

Итого
11 класс
Тема занятия
Собственный бизнес: как
создать и не потерять

2
Кол-во часов

Риски в мире денег: как
защититься от разорения

1

№
1
2

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум

2
Кол-во часов
1

1

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол
Беседа.
Обсуждение.

Практикум
Итого
2
Модуль «Естественно-научная грамотность»
№
10 класс
Кол-во часов
Тема занятия
1
Структура и свойства
1
веществ
2
Химические
изменения
1
состояния веществ
3

Физические состояния и
изменения веществ

1

4

Электромагнитные
явления

1
4
Кол-во часов

1

Итого
11 класс
Тема занятия
Экологические системы

2

Здоровье человека

1

3

Наследственность
биологических объектов

1

4

Земные процессы и циклы

1

№

Итого
Модуль «Креативное мышление»
№
10 класс
Тема занятия
1
Креативность – спутник
креативного (творческого)
мышления.
2
Упражнения на развитие
творческого
мышления.
Учимся
нестандартно
мыслить.
Итого
№
11 класс
Тема занятия
1
Понятие
интеллекта.
Можно
ли
измерить
интеллект? IQ-тест.
2
Ментальные
карты.
Определение, отличие от
традиционной
системы

1

Формы
проведения
Квест, круглый
стол.
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Моделирование.
Наблюдение
физических
явлений
Наблюдение
физических
явлений
Формы
проведения
Обсуждение,
урокпрактикум.
Квест, круглый
стол.
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум

4
Кол-во часов
1
1

2
Кол-во часов
1
1

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Практикум

записи.
Итого
Модуль «Глобальные компетенции»
№
10 класс
Тема занятия
1
Уважение интересов и
мнений
2

№
1
2

Научное
явлений

объяснение

2
Кол-во часов
1
1

Итого
11 класс
Тема занятия
Перечень
глобальных
проблем ООН

2
Кол-во часов

Мыслить глобально
действовать локально.

1

Итого

и

1

2

Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол
Беседа.
Обсуждение.
Практическая
работа
Формы
проведения
Беседа.
Обсуждение.
Практикум
Беседа.
Обсуждение.
Круглый стол


Наверх

ДОМ - ШКОЛА - ДОМ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».