Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ишемгул муниципального района
Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
________/ Латыпова М.Д /
Протокол №_1_
от «___» ___________ 2023 г.
«Согласовано»
«Утверждаю»
Заместитель директора школы по Директор школы
_____________Тулибаев А.М. /
УВР
_____________/Аминев Ф.Ф. /
Приказ №86 от «28»августа
« » августа 2023 г.
2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу Рисуем сами в 7-8 классах
на 2023-2024 годы
Разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для общеобразовательных
учреждений под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство для 7-8 классов»
Учитель: Сабиров Карим Амирович
Программа разработано в соответствии со следующим:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам н ачального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее –
ФГОС ООО);
Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
с. Ишемгул;
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
с. Ишемгул;
Цель курса - раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи программы:
-воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное
творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
-художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя
игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
-техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса отводится 0,5 часов в неделю. Всего за курс: , 7 классы -17,5 часов., 8 классы – 17,5 часов.
УМК предмета для педагога:
Изобразительное искусство. 7-8 классы : управление познавательной деятельностью учащихся / авт.-сост. М.В.
Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. – Волгоград : Учитель,
2020. -234.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя
- М., Просвещение, 2019;
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» М.С.Митрохиной и типовых программ по
изобразительному искусству;
Н.А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные
разработки. » под редакцией Б.М.Неменского
УМК предмета для обучающихся
Изобразительное искусство, учеб. Для общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.
Б.М. Неменского. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 191 с.
Изобразительное искусство, 6 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М.
Неменского. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 191 с.: ил.
Изобразительное искусство, 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А.С. Питерских, Г.Е.Гуров ; под
ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 175 с.: ил.
1. Содержание учебного курса
(7 класс) Развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности (17,5 часов)
Основны разделы:
o Художественное творчество и его связь с окружающей средой Пленэрные работы.
o Тематическая композиция.
Цветная графика.
Живопись.
Основы изобразительного искусства - это знакомство с колористическими законами. Поиск форм и силуэтов для дальнейшей
работы с ними в графике и живописи. Определение отличий декоративной живописи от реалистичной. Передача характера
линий, пятна и выход на образ. Композиция как организационный момент художественного замысла. Композиционная
схема. Элементы и законы композиции. Первичные графические элементы: точка, линия, пятно, фактура, цвет. Нюанс,
тождество, контраст. Статика, динамика. Симметрия и асимметрия. Ритм и пропорции.
«Декоративная картина». Поиск декоративного решения образов (животных, растительности), колористическое решение фон
Тематическая композиция.
o Натюрморт по собственному замыслу.
o Стилизация. Композиция «Задумчивые кошки»
o Тематическая картина. Человек и космос. 4.Композиция « Осенний дождь»
5. Многофигурная композиция по собственному замыслу.
Живопись.
Композиция на тему «Подарки осени»
Этюд лесного пейзажа по представлению.
Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы
Цветная графика.
Линия и ее изобразительные возможности в рисунке. Декоративный линейный рисунок.
Красота листьев растений.
Построение пространства в перспективном сокращении. 3.Зарисовки городского пейзажа Конструктивное строение
предметов.
Пропорции постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека.
Наброски и зарисовки людей с натуры
Пленэрные работы. Художественное творчество и его связь с окружающей средой.
Особенности пленэрной живописи. Сельский пейзаж.
(8класс)Развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности (17,5 часов)
Основные разделы:
Тематическая композиция и плакат.
Основы живописи и рисунка. Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные
средства в изображении плаката. Элементы и законы композиции. Композиция как организационный момент
художественного замысла. Художественный язык графики и живописи. Изображение человека. Пропорции фигуры. Люди в
движении и изображение многофигурных композиций. Сюжетное рисование с изображением людей. Колорит в
произведениях живописи. Ассоциативное рисование. Содержание Формы организации Виды деятельности Тематическая
композиция.
Плакат. 1. Создание графической композиции с использованием шрифта.
Создание композиции «Дары осени». 3. Многофигурная композиция: «Рождество» или
«Зимние праздники». 4.Создание композиции «Воспоминание о лете» 5. Выполнение эскизов плакатов: «Пусть поют птицы».
Основы живописи и рисунка.
1.Изображение человека в разных движениях. Наброски людей. 2.Автопортрет.
Сюжетное рисование с использованием многофигурных композиций «Праздник в моей
семье»
Зимний пейзаж (тушь) 5. Городской пейзаж. Живопись. 6. Копия картины известного
художника
7. «Фруктовый человек». Ассоциативный рисунок.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, еѐ географических
особенностях, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и
этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. экологическое сознание, признание высокой
ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового
образа ; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному
сотрудничеству;
уважение к личности и еѐ достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам
насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам,
переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно
разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во
внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной
деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный
контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Коммуникативные универсальные
учебные действия Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и
письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции
участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в формегромкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; Выпускник научится:
использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска
информации и анализировать результаты поиска;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых
книг;
Предметные результаты
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в
процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и
понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, вкусу к работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их
пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство
построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных
мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть,
наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является
средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет,
форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера
произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать
первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр,
импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые
отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и
группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете; пользоваться правилами построения головы человека;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об
изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя
разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и
размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
навыкам в изобразительном творчестве;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как
воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
культуре зрительского восприятия; понимать разницу между реальностью и художественным образом;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; называть и раскрывать смысл
основ искусства флористики;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в
материалах по различным темам; Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения
содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения
изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение
к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии; проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
o называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной
живописи;
o активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
o
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
o осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности,
создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;