Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ишемгул муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан «Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________/ Латыпова М.Д / Протокол №_1_ от «___» ___________ 2023 г. «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора школы по Директор школы _____________Тулибаев А.М. / УВР _____________/Аминев Ф.Ф. / Приказ №86 от «28»августа « » августа 2023 г. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу Рисуем сами в 7-8 классах на 2023-2024 годы Разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство для 7-8 классов» Учитель: Сабиров Карим Амирович Программа разработано в соответствии со следующим: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам н ачального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115; ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО); Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения с. Ишемгул; Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения с. Ишемгул; Цель курса - раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Задачи программы: -воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; -художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; -техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса отводится 0,5 часов в неделю. Всего за курс: , 7 классы -17,5 часов., 8 классы – 17,5 часов. УМК предмета для педагога: Изобразительное искусство. 7-8 классы : управление познавательной деятельностью учащихся / авт.-сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. – Волгоград : Учитель, 2020. -234. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2019; Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству; Н.А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. » под редакцией Б.М.Неменского УМК предмета для обучающихся Изобразительное искусство, учеб. Для общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 191 с. Изобразительное искусство, 6 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 191 с.: ил. Изобразительное искусство, 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А.С. Питерских, Г.Е.Гуров ; под ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 175 с.: ил. 1. Содержание учебного курса (7 класс) Развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности (17,5 часов) Основны разделы: o Художественное творчество и его связь с окружающей средой Пленэрные работы. o Тематическая композиция. Цветная графика. Живопись. Основы изобразительного искусства - это знакомство с колористическими законами. Поиск форм и силуэтов для дальнейшей работы с ними в графике и живописи. Определение отличий декоративной живописи от реалистичной. Передача характера линий, пятна и выход на образ. Композиция как организационный момент художественного замысла. Композиционная схема. Элементы и законы композиции. Первичные графические элементы: точка, линия, пятно, фактура, цвет. Нюанс, тождество, контраст. Статика, динамика. Симметрия и асимметрия. Ритм и пропорции. «Декоративная картина». Поиск декоративного решения образов (животных, растительности), колористическое решение фон Тематическая композиция. o Натюрморт по собственному замыслу. o Стилизация. Композиция «Задумчивые кошки» o Тематическая картина. Человек и космос. 4.Композиция « Осенний дождь» 5. Многофигурная композиция по собственному замыслу. Живопись. Композиция на тему «Подарки осени» Этюд лесного пейзажа по представлению. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы Цветная графика. Линия и ее изобразительные возможности в рисунке. Декоративный линейный рисунок. Красота листьев растений. Построение пространства в перспективном сокращении. 3.Зарисовки городского пейзажа Конструктивное строение предметов. Пропорции постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Наброски и зарисовки людей с натуры Пленэрные работы. Художественное творчество и его связь с окружающей средой. Особенности пленэрной живописи. Сельский пейзаж. (8класс)Развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности (17,5 часов) Основные разделы: Тематическая композиция и плакат. Основы живописи и рисунка. Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Элементы и законы композиции. Композиция как организационный момент художественного замысла. Художественный язык графики и живописи. Изображение человека. Пропорции фигуры. Люди в движении и изображение многофигурных композиций. Сюжетное рисование с изображением людей. Колорит в произведениях живописи. Ассоциативное рисование. Содержание Формы организации Виды деятельности Тематическая композиция. Плакат. 1. Создание графической композиции с использованием шрифта. Создание композиции «Дары осени». 3. Многофигурная композиция: «Рождество» или «Зимние праздники». 4.Создание композиции «Воспоминание о лете» 5. Выполнение эскизов плакатов: «Пусть поют птицы». Основы живописи и рисунка. 1.Изображение человека в разных движениях. Наброски людей. 2.Автопортрет. Сюжетное рисование с использованием многофигурных композиций «Праздник в моей семье» Зимний пейзаж (тушь) 5. Городской пейзаж. Живопись. 6. Копия картины известного художника 7. «Фруктовый человек». Ассоциативный рисунок. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты В рамках когнитивного компонента будут сформированы: историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, еѐ географических особенностях, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа ; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и еѐ достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в формегромкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Выпускник научится: использовать различные приѐмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; Предметные результаты владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, вкусу к работе с различными художественными материалами; создавать образы, используя все выразительные возможности; простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; творческому опыту выполнения графического натюрморта; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться правилами работы на пленэре; использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; различать и характеризовать виды портрета; понимать и характеризовать основы изображения головы человека; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; использовать графические материалы в работе над портретом; использовать образные возможности освещения в портрете; пользоваться правилами построения головы человека; называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; навыкам в изобразительном творчестве; характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; культуре зрительского восприятия; понимать разницу между реальностью и художественным образом; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; Выпускник получит возможность научиться: активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; понимать специфику изображения в полиграфии; проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; o называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; o активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; o создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; o осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;