МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ Отдел образования Администрации МР Зианчуринский Район РБ
МОБУ СОШ с. Ишемгул
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
замдиректора по УВР
директор школы
________________________
________________________
_______________________
_
Латыпова М.Д.
Аминев Ф.Ф.
протокол №1 от «30» августа [Номер приказа] от «30»
Тулибаев А.М.
2023 г.
августа 2023 г.
85 от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
7-8 класс
составлена на основе основной образовательной программы школы
2023-2024 учебный год
Составитель:Сабиров К.А.
учитель
изобразительного искусства
с. Ишемгул 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской
программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд» и в
соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному
искусству для 7 - 8 классов.
Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у
учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта
приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной
школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании
художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в
обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в
сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток
может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественнотворческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к
окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное
искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения
человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой
деятельности.
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,
декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на
основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности,
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству,
способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного
общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами:
«Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на
«Изобразительное искусство»из расчета
2
7 - 8кл. - 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Для проведения занятий по Изобразительному искусству учебным планом ОУ в
7,8классах отводится 34 часа.
В 8 – по 17 часов , из расчѐта 1 учебный час в 2 недели.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в7- 8 - классах – по 17 часов, из расчѐта 1
учебный час в две недели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других
людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г)
формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приѐмами и техниками изобразительной деятельности; е)
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б)
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с
компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией,
музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно
связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается
общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Содержание
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изобразительное искусство, его виды и жанры
Учащиеся научатся:
•
различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;
•
различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
3
•
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт,
бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними
для передачи собственного замысла.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
•
понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических
искусств.
Язык изобразительного искусства и художественный образ
Учащиеся научатся:
•
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного языка;
•
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в
искусстве;
•
создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,
ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре,
графике;
•
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции
лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
•
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
•
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания
орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом
местных условий).
•
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
•
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
•
анализировать средства выразительности, используемые художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве
Учащиеся научатся:
•
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в
связях искусства с наукой и религией;
•
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения
к человеку, природным и социальным явлениям;
•
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
•
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно- творческой деятельности, создавать выразительные образы.
4
Выпускник получит возможность научиться:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
•
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное»,
«комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и
использовать эти знания на практике;
•
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
•
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
•
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Учащиеся получат возможность научиться:
•
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в
связях искусства с наукой и религией;
•
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения
к человеку, природным и социальным явлениям;
•
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
•
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно- творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
•
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное»,
«комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать этизнания
на практике;
•
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
•
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере
письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Учащиеся научатся:
•
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
•
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
•
осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную
позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
•
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира,
выражать своѐ отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
•
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
•
понимать
гражданское
подвижничество
художника
в
выявлении
положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
•
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни
современного человека;
•
понимать специфику ориентированности отечественного искусства на
приоритет этического над эстетическим.
5
1) 7 класс (17 часов)
№ Разделы
Количество
п/п
часов
1
4
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –
основа дизайна и архитектуры
2
5
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств.
3
4
Город
и
человек.
Социальное
значение
дизайна
и
архитектуры в
жизни человека
4
4
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование
Итого:
17
Тема года - ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРА И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (17 часов)
Раздел 1: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа
дизайна и архитектуры (4 часов)
Тема: Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесѐм порядок в хаос!»
Тема: Прямые линии и организация пространства.
Тема: Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и
тоновые пятна.
Тема: Буква - строка - текст. Искусство шрифта (1 час)
Тема: Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне (2 часа)
Тема: В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графическогодизайна
(2 часа)
Раздел 2: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств (5 часов)
Тема: От плоскостного изображения к объѐмному макету.
Тема: Объект и пространство. От плоскостного изображения к объѐмному макету.
Тема: Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Тема: Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объѐмов.
Понятие модуля.
Тема: Важнейшие архитектурные элементы здания.
Тема: Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объѐмов и образ времени (2
часа)
6
Тема: Форма и материал.
Тема: Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как
среды жизни человека (4 часов)
Тема.
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры
прошлого
Тема. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры
Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской
7
среды
Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственновещной среды интерьера (2 часа)
Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтногопространства
Тема. Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его
осуществление (2 часа)
Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов)
Тема. Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего
дома
Тема. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно- пространственной
среды жилища
Тема. Дизайн и архитектура моего сада
Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна
одежды
Тема. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды Тема. Грим,
визажистика и прическа в практике дизайна Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидждизайна
Тема. Моделируя себя - моделируешь мир
8 класс (17 часов)
№ Разделы
Количество
п/п
часов
1
8
Художник и искусство театра. Роль изображения в
синтетических
искусствах
2
9
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий
Итого:
17
Тема года - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО И НА
ТЕЛЕВИДЕНИИ
(17 часов)
Раздел 1: Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах (8 часов)
Тема: Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Тема: Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Тема:
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид
художественного творчества.
Тема: Сценография - искусство и производство.
Тема: Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое
«если бы»
Тема: Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол.
Тема: Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению (2 часа)
Раздел 2: Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий (9 часов)
Тема:
Фотография - взгляд, сохранѐнный навсегда. Фотография – новое
изображение реальности.
8
Тема: Грамота фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства:умение
видеть и выбирать
Тема: Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
Тема:
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера (2 часа)
Тема: Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Тема: Событие в кадре. Искусство фоторепортажа
Тема: Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка (Обобщение темы)
9
10
11
Тематическое планирование в 7 классе
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тема года: «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК» (1 7 часов)
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаѐт человек.
Художник -дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (4 ч)
1.
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность
плоскостной композиции, или «Внесѐм порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
1
2. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
1
3. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне.
4.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
1
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (4 ч)
1
7.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объѐмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объѐмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объѐмов и образ времени.
8.
Форма и материал.
1
9.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
5.
6.
1
1
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
10.
12
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
1
11.
12.
13.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
1
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
2
1
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование (4 ч)
1
16.
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живѐшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаѐм.
Пугало в огороде, или… Под шѐпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одѐжке. Автопортрет на каждый день.
17.
Моделируя себя - моделируешь мир (обобщение темы)
1
14.
15.
Всего:
13
1
1
17 часов
Тематическое планирование в 8 классе
№
п/п
Кол-во
часов
Тема года: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ» (17часов)
Тема урока
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах (8 ч)
1.
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
1
2.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
1
3.
1
4.
5.
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного
творчества.
Сценография - искусство и производство.
Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»
6.
Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол.
1
78.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
2
1
1
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (9 ч)
9.
Фотография
взгляд,
сохранѐнный
–
новоеизображение реальности.
навсегда.
Фотография
9 фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства:умение
Грамота
видеть и выбирать
1 Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
1
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа
и фотоинтерьера (2 часа)
14
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка (Обобщение темы)
Всего:
15
17 часов
16
Учебно-методическое обеспечение
Программа:
Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских – Изобразительное
искусство и художественный труд - 1-9 классы / Министерство образования и науки РФ:
Программы общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2006 г.;
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-7 кл.»: прогр. / Сост.
Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского –
Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /5 кл.:
учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2009 г.
Учебные пособия: О. В. Свиридова – Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные
планы по программе Б. М. Неменского – Волгоград: Издательство «Учитель», 2006 г;
• Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова, Т. В. Старостина – Изобразительное искусство. 4 – 8
классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / Волгоград
«Учитель», 2009 г
Наглядный и дидактический материал: Изобразительное искусство и музыка - «Словарь
эмоций, чувств, ассоциаций»;
• Игорь Селютин – Как рисовать портрет (Волшебный карандаш) – М.: АСТ; Донецк:
Сталкер, 2005 г.;
• Введение в цветоведение (16 таблиц);
• Основы декоративно-прекладного искусства (17 таблиц);
• Репродукции работ художников русских и зарубежных художников.
Контролирующие и обучающие компьютерные программы: Электронное издание Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия -ООО «Кирилл и Мефодий», Москва 2006 г.
19