МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Республики Башкортостан МКУ Отдел образования Администрации МР Зианчуринский Район РБ МОБУ СОШ с. Ишемгул РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО замдиректора по УВР директор школы ________________________ ________________________ _______________________ _ Латыпова М.Д. Аминев Ф.Ф. протокол №1 от «30» августа [Номер приказа] от «30» Тулибаев А.М. 2023 г. августа 2023 г. 85 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 7-8 класс составлена на основе основной образовательной программы школы 2023-2024 учебный год Составитель:Сабиров К.А. учитель изобразительного искусства с. Ишемгул 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд» и в соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству для 7 - 8 классов. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественнотворческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Цели художественного образования: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство»из расчета 2 7 - 8кл. - 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели. Для проведения занятий по Изобразительному искусству учебным планом ОУ в 7,8классах отводится 34 часа. В 8 – по 17 часов , из расчѐта 1 учебный час в 2 недели. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в7- 8 - классах – по 17 часов, из расчѐта 1 учебный час в две недели. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения курса ИЗО: а) формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приѐмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Содержание Планируемые результаты изучения учебного предмета Изобразительное искусство, его виды и жанры Учащиеся научатся: • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; 3 • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла. Учащиеся получат возможность научиться: • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Язык изобразительного искусства и художественный образ Учащиеся научатся: • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве Учащиеся научатся: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно- творческой деятельности, создавать выразительные образы. 4 Выпускник получит возможность научиться: выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). • Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества Учащиеся получат возможность научиться: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно- творческой деятельности, создавать выразительные образы. Выпускник получит возможность научиться: • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать этизнания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства Учащиеся научатся: • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своѐ отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. 5 1) 7 класс (17 часов) № Разделы Количество п/п часов 1 4 Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры 2 5 В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. 3 4 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 4 4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование Итого: 17 Тема года - ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРА И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (17 часов) Раздел 1: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (4 часов) Тема: Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесѐм порядок в хаос!» Тема: Прямые линии и организация пространства. Тема: Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Тема: Буква - строка - текст. Искусство шрифта (1 час) Тема: Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне (2 часа) Тема: В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графическогодизайна (2 часа) Раздел 2: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (5 часов) Тема: От плоскостного изображения к объѐмному макету. Тема: Объект и пространство. От плоскостного изображения к объѐмному макету. Тема: Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Тема: Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объѐмов. Понятие модуля. Тема: Важнейшие архитектурные элементы здания. Тема: Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объѐмов и образ времени (2 часа) 6 Тема: Форма и материал. Тема: Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (4 часов) Тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого Тема. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской 7 среды Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственновещной среды интерьера (2 часа) Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтногопространства Тема. Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (2 часа) Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (8 часов) Тема. Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома Тема. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно- пространственной среды жилища Тема. Дизайн и архитектура моего сада Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Тема. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды Тема. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидждизайна Тема. Моделируя себя - моделируешь мир 8 класс (17 часов) № Разделы Количество п/п часов 1 8 Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах 2 9 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий Итого: 17 Тема года - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (17 часов) Раздел 1: Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов) Тема: Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Тема: Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Тема: Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. Тема: Сценография - искусство и производство. Тема: Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы» Тема: Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол. Тема: Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению (2 часа) Раздел 2: Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (9 часов) Тема: Фотография - взгляд, сохранѐнный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. 8 Тема: Грамота фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства:умение видеть и выбирать Тема: Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Тема: «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера (2 часа) Тема: Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Тема: Событие в кадре. Искусство фоторепортажа Тема: Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка (Обобщение темы) 9 10 11 Тематическое планирование в 7 классе № п/п Тема урока Кол-во часов Тема года: «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК» (1 7 часов) Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаѐт человек. Художник -дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (4 ч) 1. 1 Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесѐм порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства. 1 2. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква - строка - текст. Искусство шрифта. 1 3. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 4. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. 1 В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (4 ч) 1 7. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объѐмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объѐмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объѐмов и образ времени. 8. Форма и материал. 1 9. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. 5. 6. 1 1 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека 10. 12 Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 1 11. 12. 13. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. 1 Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. 2 1 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование (4 ч) 1 16. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живѐшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаѐм. Пугало в огороде, или… Под шѐпот фонтанных струй. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одѐжке. Автопортрет на каждый день. 17. Моделируя себя - моделируешь мир (обобщение темы) 1 14. 15. Всего: 13 1 1 17 часов Тематическое планирование в 8 классе № п/п Кол-во часов Тема года: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ» (17часов) Тема урока Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч) 1. Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. 1 2. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. 1 3. 1 4. 5. Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. Сценография - искусство и производство. Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы» 6. Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол. 1 78. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. 2 1 1 Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (9 ч) 9. Фотография взгляд, сохранѐнный – новоеизображение реальности. навсегда. Фотография 9 фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства:умение Грамота видеть и выбирать 1 Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура. 1 «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера (2 часа) 14 Событие в кадре. Искусство фоторепортажа Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка (Обобщение темы) Всего: 15 17 часов 16 Учебно-методическое обеспечение Программа: Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских – Изобразительное искусство и художественный труд - 1-9 классы / Министерство образования и науки РФ: Программы общеобразовательных учреждений - Москва, «Просвещение», 2006 г.; «Изобразительное искусство и художественный труд 1-7 кл.»: прогр. / Сост. Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского – Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2009 г. Учебные пособия: О. В. Свиридова – Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского – Волгоград: Издательство «Учитель», 2006 г; • Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова, Т. В. Старостина – Изобразительное искусство. 4 – 8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / Волгоград «Учитель», 2009 г Наглядный и дидактический материал: Изобразительное искусство и музыка - «Словарь эмоций, чувств, ассоциаций»; • Игорь Селютин – Как рисовать портрет (Волшебный карандаш) – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 г.; • Введение в цветоведение (16 таблиц); • Основы декоративно-прекладного искусства (17 таблиц); • Репродукции работ художников русских и зарубежных художников. Контролирующие и обучающие компьютерные программы: Электронное издание Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия -ООО «Кирилл и Мефодий», Москва 2006 г. 19