«Родной язык»

Аннотация рабочей программы основного общего образования
по учебному предмету «Родной язык»
5-9 класс (ФГОС)
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы по учебному предмету
«Родной язык» составляют следующие документы:



 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
 приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (в ред. от 07.06.2017 № 506);
 приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №
253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования» (с последующими изменениями);
 Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования"
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол заседания от 28.06.2016 № 2/16-з);
 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной
язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного
решениемфедеральногоучебнообщего
образования,
одобренная
методическогообъединения по общему образованию, Протокол от 31 января 2018
года № 2/18.
УМК:
при реализации образовательных программ курсов образовательная организация вправе
использовать учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ основного общего образования; учебные
пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования. В федеральном

перечне учебников учебники по курсам предметной области «Родной язык и родная
литература» в настоящее время отсутствуют, поэтому используются УМК по русскому
языку:
«Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.
Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под редакцией Е.А. Быстровой.2-е
изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
«Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.
Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под редакцией Е.А. Быстровой.2-е
изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
«Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.
Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под редакцией Е.А. Быстровой.2-е
изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
«Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.
Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под редакцией Е.А. Быстровой.2-е
изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
«Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.
Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под редакцией Е.А. Быстровой.2-е
изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели
изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место
учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане, раскрываются основные
подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные
линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку
на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
предмета «Русский родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Русский родной язык».
Программа скорректирована на уровне тематического планирования, определены:
- основные направления коррекционно-развивающий работы;
- возможные способы их реализации с использованием учебного материала.
В программу внесен региональный компонент*, отраженный в тематическом
планировании через составление и решение задач на основе краеведческого материала.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути
дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются
следующие цели:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;


углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».