Кружковая работа в старшей группе д.с Тополек

Содержание

1.Пояснительная записка
1.1.Направленность программы…………………………………………….3
1.2. Актуальность программы……………………………………………….3-4
2.Содержание реализации программы……………………………………..5
2.1.Цель и задачи программы……………………………………………….5
2.2.Возраст детей…………………………………………………………….5
2.3.Количество обучающихся……………………………………………….5
2.4.Формы, принципы, методы реализации программы…………………..5-6
2.5.Структура занятия……………………………………………………….6
2.6.Организация итоговых мероприятий…………………………………..6
2.7.Предполагаемый результат……………………………………………..6
2.8. Взаимодействие с родителями…………………………………………6
3.Учебный план……………………………………………………………...7
4.Тематический план……………………………………………………….8-14
5.Литература…………………………………………………………………15

«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность программы
Программа кружка по пластилинографии
художественно-эстетическую направленность.

«Пластилиновые

чудеса»

имеет

1.2.Актуальность
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной
деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и
мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного
мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от
зрительного дефекта.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать
руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок
художественной направленности “ Пластилиновые чудеса”- основной идей которой
является
рисования
картин
–
пластилином, пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать,
рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи
которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или
менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с
применением нетрадиционных техник и материалов.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в
руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные
фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин,
является идеальным инструментом для маленького творца.
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а
движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению
такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная
нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми
дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Деятельность пластилинографиейпозволяет
интегрировать
различные
образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той
деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с
окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка ” Чудо пластилин ” способствует более успешному
освоению образовательной программы. В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с
детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у
них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые
варианты обобщения.
-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания
сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный
разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их
речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации
словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
-Знакомятся
с
художественными
произведениями, стихами,
потешками,
пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете,
размере, величине.
-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных
мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие
общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость
тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена
практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления
социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через
тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений,
знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце
обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих
рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому
способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается
пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они
так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,
длительности, направленности и др.
Программа работы кружка пластилинографии «Чудо пластилин» является моделью
совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей,
составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и
познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и
обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и
поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие,
усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное
положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям
дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей,
сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность,
коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка,
связь с окружающей жизнью.

2.Содержание реализации программы
2.1. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными
приемами
пластилинографии
(надавливание,
размазывание,
отщипывание,
вдавливание);
-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего
мира посредством пластилинографии;
-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным
восприятием формы, пропорции и цвета.
Воспитательные:
-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;
-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание
помогать им.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам
работы;
-способствовать повышению речевой активности детей;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию,
осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки
ориентировки на листе бумаги.
2.2. Возраст детей: 4-6 лет.
2.3. Количество обучающихся: 22
2.4. Формы, принципы, методы реализации программы
Формы реализации программы:
По количеству детей участвующих в занятии – совместная групповая ( 22 человек),
индивидуальная.
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.
По дидактической цели - комбинированные формы занятий.
Принципы реализации программы:
-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы,
рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;
-Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и
всестороннее развитие личности ребенка;

- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид
детской деятельности – лепку из пластилина;
-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с
игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Методы реализации программы:
-Наглядные - наблюдение, показ, образец;
-Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение,
поощрение;
-Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и
индивидуальный).
2.5. Структура занятия:
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной
литературы, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка,);
2.Основная часть: объяснение-показ и практическая деятельность;
3.Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту
созданной композиции, рефлексия.
2.6.Организация итоговых мероприятий:
-Смотры -выставки творческих работ для детей и родителей;
-Открытые занятия для сотрудников детского сада;
-Результаты диагностики.
2.7.Предполагаемый результат:
-У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
-Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
-Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
2.8.Взаимодействие с родителями:
- Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;
- Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию
его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и
социальном мире,;
-Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.

3.Учебный план
Количество занятий в неделю: 1
Количество занятий в месяц: 4
Количество занятий в год: 35
Продолжительность занятия – 30 мин.
Занятия проводятся во второй половине дня по пятницам.
.

Тематический план
Программное содержание
(задачи)
Сентябрь
«Божья коровка Пятнашка»
1. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа
посредством пластилинографии;
2. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином
(отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по
контуру.
«Радуга-Дуга»
1.
Воспитывать
художественный
вкус,
творческую
инициативность,
самостоятельность;
2. Учить правильно подбирать цвета и оттенки;
3. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно
размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;
4 Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к
сюжетосложению и композиции.
Октябрь
«Ветка рябины»
1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми
движениями ладоней.
2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по
поверхности.
3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.
4.Развивать мелкую моторику.
«Созрели яблочки в саду»
1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать
маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.
4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.
«Осеннее дерево»
1. Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии;
2. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми
движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;

3. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми
движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную
работу пальцев рук;
4. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и
пространственное восприятие.
«Чудо-грибочки»
1.Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и
грибах.
2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых
объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
3.Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций),
любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению
впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство
сопереживания и взаимопомощи.
ноябрь
«Листопад»
1. Учить приёмам пластилинографии –размазывание пластилина в разных
направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько
цветов пластилина;
2. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира,
научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
4. Воспитывать терпение и усидчивость.
«Гусеница»
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми
движениями ладоней.
2.Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.
3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

«Ёжик»
1.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы:
раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
2.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи
характерных признаков объектов.
3.Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
4.Развивать мелкую моторику.
5.Воспитывать аккуратность в работе.
«Клубочки для котёнка»

1Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола
для придания предмету необходимой длины.
3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.
Декабрь
«Кружевная снежинка»
1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.
2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в
художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.
3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок
«Снеговик»
1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей,
одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством
пластилина на горизонтальной плоскости.
2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями,
придавая им шарообразную форму.
3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни
детей в определённое время года.
«Снеговик»
(продолжение)
1.Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета –
изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки,
забора и т.д.)
2.Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии,
ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.
3.Закреплятьть приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания,
деления пластилина на части при помощи стеки.
4.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из
пластилина.
5.Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу
дополнения, обогащающие её содержание.
«Ёлочка, ёлка колкая иголка»
1.Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего
строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет)
посредством пластилинографии.
2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина
между ладонями прямыми
движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

3.Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более
выразительной передачи образа.
4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
«Украсим ёлочку новогодними игрушками».
1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и
расплющивании по поверхности основы.
2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного
цвета ели с яркими цветами украшений.
3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
4.Развивать интерес к работе.
Январь
«Чашка для куклы Кати»
1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями
ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём
равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4.Закреплять знания о цветах.
«Рыбки в аквариуме»
1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения:
располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы:
расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно
передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.
«Рыбки в аквариуме» (продолжение)
1.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических
дополнений.
2.Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при
лепке водорослей, камешков, дна аквариума.
3.Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного
рисунка.
4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Февраль
«Праздничный торт»
1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми
движениями между ладонями,
3.Вызывать радость от проделанной работы.
4.Развивать согласованность в работе обеих рук
5.Воспитывать аккуратность.

«Открытка для папы»
1. Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;
2. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работутематических
дополнений, обогащающих её содержание;
3. Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;
4. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
«Самолёт летит»
1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части,
раскатывать его прямыми движениями ладоней.
2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из
нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечкамииллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
4.Закрепить знания о голубом и синем цветах
март
«Лебеди»
1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о
ней;
2. Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности,
использовать его свойства при скатывании, расплющивании;
3. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа
посредством пластилинографии;
4. Развитие цветовосприятия;

«Веточка мимозы в подарок маме»
1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное
маме.
2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми
движениями.
3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной
последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки
мимозы.
4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
«Волшебная туфелька» (украсим туфельку)
1Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми
движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём
равномерного расплющивания на поверхности основы.
3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

«Мышка и золотое яичко»
1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в
овальную прямыми движениями рук.
3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки:
раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
4.Развивать сюжетно-игровой замысел.
«Медвежонок»
1.Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его
по поверхности.
2.Развивать чувство формы и композиции.
Апрель
«Утка с утятами»
1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных
его частей.
2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу,
оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).
4.Развивать чувство формы и композиции.
«Разноцветный светофорчик».
1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями
ладоней.
3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём
равномерного расплющивания на поверхности основы.
4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
«Улитка, улитка выпусти рога».
1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми
движениями обеих рук.
3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности
образа (рожки, хвостик).
4.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на
плоскости.
5.Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
«Черепаха»
1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях
внешнего вида, образе жизни черепахи.
2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным
предметом.

3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета
круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое,
сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
4.Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Май
«Бабочка»
1.Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные
особенности строения.
2.Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
3.Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в
работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
4.Воспитывать интерес к живой природе.
«Творю, что хочу" (самостоятельная деятельность детей)
1.Развивать творческое мышление.
2.Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции,
попытки дополнить рисунок по теме работы.
3.Развивать мелкую моторику рук.
«Цветик-семицветик»
1.Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части
растения, располагая их на плоскости.
2.Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание,
раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
3.Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его
отличие от реального.
4.Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного
изображения.
5.Закреплять знания об основных цветах спектра.
«Ромашковый луг» (коллективная работа)
1.Продолжать создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с
цветами, оформлять сердцевину подручными материалами (стеки, зубочистки,
трубочки).
2.Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук.
Диагностика (контрольная)
1.Выявить уровень владения основными
пластилинографии;
2.Уровень развития мелкой моторики.

приёмами

работы

в

технике

Литература
1.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
2.. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»
- Ярославль: «Академия развития», 1998г.
3..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа
«Цветные ладошки».
4..Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
5.Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/
6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: МозаикаСинтез,2007.
7. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие
для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.
11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое
пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.
12. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. М.: Просвещение, 1991.
13. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать
художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.:
Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).


Наверх

ДОМ - ШКОЛА - ДОМ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».