Рабочая программа по Внеурочной деятельнос Школьный-хор в 7-8кл

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ишемгул
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/Латыпова М.Д../
подпись
ФИО
Протокол № 1
от «25» августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОБУ
СОШ
с.Ишемгул
__________/Аминев Ф.Ф./
подпись
ФИО

«Утверждаю»
Директор
МОБУ СОШ с.Ишемгул
___________/Тулибаев А.М./
подпись
ФИО

«25» августа 2023 г.

Приказ №1 от «25» августа
2023 г.

02-20

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Школьный хор»
Возраст обучающихся 13-14 лет

Составил: Аминев Ф.Ф..
руководитель кружка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности Школьный хор для 7-8 классов разработана в
соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учетом Основной
образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Ишемгул
Рабочая программа имеет следующую структуру:
•
•
•

планируемые результаты освоения
содержание курса внеурочной деятельности Школьный хор
тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Цель: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их
певческих способностей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие
Задачи:
•
•
•
•
•
•
•

Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению · Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых
представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского
творчества). · Создание комфортного психологического климата, благоприятной
ситуации успеха.

Формы и виды деятельности:
•
индивидуальная;
•
групповая; ·
коллективная;
Типы внеурочных занятий:
•
конкурсы;
•
просмотр видео, виртуальных концертов
•
посещение концертов;
Учет результатов программы внеурочной деятельности:
•
Участие в концертах.

Данная программа:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование
расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей
школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 2 года обучения соразмерно
личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н.
Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической
концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию,
артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными
формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их
познавательную активность;
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
Эстетические
и
Формирование российской гражданской идентичности
ценностно- смысловые
и толерантности
ориентации
Потребности в Приобщение
Формирован ие
к Многообразие
Образцы
творческом
позитивной
достижениям
музыкального
народной
и
самовыражени
самооценки,
национальной,
фольклора
профессионал
и
самоуважен ия,
российской
и России.
ь ной музыки.
жизненного
мировой
оптимизма.
музыкальной
культуры
и
традициям.
Коммуникативные универсальные учебные
действия
Развитие эмпатии и умения выявлять
Умение передавать свои чувства и эмоции на
выраженные в музыке настроения и
основе творческого самовыражения.
чувства.
Познавательные универсальные учебные действия: - формирование замещения и
моделирования.

Предметные результаты:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии

Учебно -тематический план
Часы
№

Разделы, название темы

Теория

Кол- во
часов

практик
индиви
д.
работа

I.
1

Пение как вид музыкальной деятельности
Вокально-певческая установка.
Певческая установка в различных ситуациях
2
сценического действия.
Упражнения на дыхание по методике А.Н.
3
Стрельниковой.
II.
Совершенствование вокальных навыков
1
2
3
4
5
III.

1
2
3
4
5
IV.
V.
1

Пение с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента.
Вокальные упражнения.
Артикуляционный аппарат.
Речевые игры и упражнения
Дыхание, опора дыхания.
Слушание музыкальных
произведений,
разучивание и исполнение песен.
Народная песня (пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента).
Произведения композиторов-классиков.
Произведения
современных
отечественных композиторов.
Произведения
западноевропейских
композиторов- классиков.
Сольное пение.
Элементы хореографии
Формирование музыкальной культуры и
художественного вкуса.
Путь к успеху.

Посещение театров, концертов, музеев и
выставочных залов.
Встречи с вокальными детскими коллективами
3
и обмен концертными программами
VI.
Концертно-исполнительская деятельность
2

1

Репетиции

1

3

1

5

1

4

1

6

1

4

-

5

1

10

1

12

1
1
1
1

5
3
3
3

1
1
2

7
5
4
6

1

3

-

4

1

2

-

3

1

10

-

11

1

2

-

3

6

2

8

7

1

9

1

-

1

2

-

2

1

-

1

-

-

5

-

1

5
5

2

Выступления, концерты.
Итого

10

5

-

5

79

10

99

6

7

33

Концерт

1

8

Содержание программы
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие
навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при
пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая
установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими
движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки
при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение
пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка
легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка»,
«Насос»,
«Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над
чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием
вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над
интонированием. Специальные приѐмы работы над навыками мелодического и
гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся.
Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих
навыков у учащихся.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения
форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному
образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки
звука; звуковедение legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в
сторону их
«округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и
постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и
мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в
пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их
соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой
при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и
низкой певческой форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения(по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование
«вдоха» и удлинѐнного выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе
пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и
формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне.
9

Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и
пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов
(фортепиано,
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования,

строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью
поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения
классических произведений на основе учѐта их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над
сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста
и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных
инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской
игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных композиторов.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение
классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.).
Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада.
Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки,
различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного
умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно
удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение
музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни. Тема
V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных
певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и
анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей
группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического
поведения и актѐрского мастерства при создании художественного образа
профессиональными артистами.
5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей
и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к
духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка
материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами.
Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой
деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня
учащихся студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером
творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может
видоизменяться.

10

Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
2. «Балалайка» Татьяна Морозова
3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
9. «Новый год» Ал. Ермолов
10. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
13. «Рождественская песенка»
14. «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев
15. «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
16. «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалѐвой
17. «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова
18. «Полѐт» сл«. и муз. Жанна Колмогорова
19. «Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
20. «Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».