МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Башкортостан Муниципальное казенное учреждение "Отдел образования администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан" МОБУ СОШ с. Ишемгул РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР ________________________ _____________________ Латыпова М.Д. Аминев Ф.Ф. Протокол №1 от «24» 08 2023 г. Протокол №1 от «25» 08 2023 г. 02-25 Рабочая программа по физической культуре для 10классов учителя высшей квалификационной категории Абдульманова Илдуса Фаритовича на 2023-2024 учебный год УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Тулибаев А.М. Приказ №86 от «28» 08 2023 г. Содержание 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения учебного курса 3. Содержание учебного курса « Физическая культура» 4. Тематическое планирование 5. Календарно- тематическое планирование 1. Пояснительная записка Рабочая программа по курсу « Физическая культура» для учащихся 10 класса разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2013). В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет , на его преподавание отводится: 68 часов в год. В Рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки». Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. Цель: является формирование и развитие разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Задачи: - содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; -обучение основам базовых видов двигательных действий; -дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцировании основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости); - формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; -выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; -углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; -воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными вилами спорта в свободное время; -выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; -формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; -воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; -содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. Формы контроля Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля является тестирование. Промежуточная аттестация запланирована в форме тестирования. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Личностные: -наличие чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; -наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -наличие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; - наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - установка на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные: -способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата, - умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять общую цель и пути ее достижения; -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные: Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса. В результате изучения физической культуры в 10 классе учащийся должен знать и понимать: - правовые основы физической культуры и спорта; - понятие о физической культуре личности; - физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; - правила поведения, техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях физическими упражнениями; - основные формы и виды физических упражнений; - особенности урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями; - адаптивная физическая культура; - способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями; - формы и средства контроля индивидуальной физкультурной деятельности; - организация и проведение спортивно-массовых соревнований; - понятие телосложения и характеристика его основных типов; - способы регулирования массы тела человека; - вредные привычки и их профилактика средствами физической культуры; - современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений; - современное олимпийское и физкультурно- массовое движения. Уметь: -планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; - использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; - оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой; -организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; - выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; - выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях; -владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 3. Содержание учебного предмета Тема 1. Знания о физической культуре Конституция Российской Федерации, в которой установлены права граждан на занятия физической культурой и спортом. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят в 2007 г.). Закон Российской Федерации «Об образовании» (принят в 1992 г.) Физическая культура — важная часть культуры общества. Физическая культура личности, её основные составляющие. Условия и факторы, от которых зависит уровень развития физической культуры личности. Исторические сведения о пользе занятий физической культурой и спортом на примере Древней Греции и Древнего Рима. Состояние здоровья и уровень физического состояния молодёжи и взрослых в современных условиях. Понятие «здоровье» и характеристика факторов, от которых оно зависит. Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения как основной фактор расширения функциональных и приспособительных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека и главное профилактическое средство в борьбе со всевозможными заболеваниями. Физи- ческие упражнения, которые приносят наибольшую пользу. Общие правила поведения на занятиях физической культурой. Правила эксплуатации спортивных и тренажёрных залов, пришкольных площадок и стадионов, нестандартного оборудования. Правила техники безопасности на уроках физической культуры. Основные мероприятия, которые способствуют профилактике травматизма при занятиях физическими упражнениями. Основные санитарногигиенические требования при занятиях физическими упражнениями. Понятие «физическое упражнение». Внутреннее и внешнее содержание физического упражнения. Классификация физических упражнений по анатомическому признаку, по признаку физиологических зон мощности, по признаку преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств (способностей). Урочные и неурочные формы занятий и их особенности. Урок — основная форма физического воспитания школьников. Формы организации физического воспитания в семье. Проблема инвалидности. Её социальное значение. Роль занятий физическими упражнениями и спортом для лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями. Понятие «адаптивная физическая культура», её основные виды. Польза, история и характеристика адаптивного спорта. Классификация и характеристика видов спорта для инвалидов. Адаптивная двигательная реабилитация. Адаптивная физическая рекреация. Понятие «физическая нагрузка»; объём, интенсивность физической нагрузки. Способы регулирования физической нагрузки. Факторы, определяющие величину нагрузки. Контроль и самоконтроль переносимости физических нагрузок по внешним и внутренним признакам утомления, по ЧСС, частоте дыхания, с помощью функциональных проб. Основная направленность индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями. Формы самостоятельных индивидуальных занятий. Объективные и субъективные показатели состояния организма в процессе индивидуальной физкультурной деятельности, индивидуальный контроль занятий на основе простейших проб и контрольных упражнений (тестов). Режим дня старшеклассников. Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности школьников, не занимающихся регулярно спортом. Спортивно-массовые соревнования — одна из форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Назначение, программа, организация и проведение. Командные и лично-командные соревнования. Основные типы телосложения. Системы занятий физическими упражнениями, направленные на изменение телосложения и улучшение осанки. Методы контроля за изменением показателей телосложения. Основные компоненты массы тела человека. Методика применения упражнений по увеличению массы тела. Методика применения упражнений по снижению массы тела. Вредные привычки и их опасность для здоровья человека. Вред употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения, анаболических препаратов. Характеристика современных спортивно- оздоровительных систем по формированию культуры движений и телосложения: ритмической гимнастики, шейпинга, степ- аэробики, велоаэробики, аквааэробики, бодибилдинга (атлетической гимнастики), тренажёров и тренажёрных устройств. Понятия: олимпийское движение, Олимпийские игры, Международный олимпийский комитет (МОК). Краткие сведения об истории древних и современных Олимпийских игр. Тема 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями. Тема 3. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Тема 4. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. Освоение и совершенствование висов и упоров: Пройденный в предыдущих классах материал. Подъём в упор силой; вис согнувшись, про- гнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъём переворотом, подъём разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад (юноши). Толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней; упор присев на одной ноге, соскок махом (девушки). Освоение и совершенствование опорных прыжков: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см(юноши). Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см)(девушки). Освоение и со- вершенствование акробатических упражнений: Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с чьей-либо помощью; кувырок назад через стойку на руках с чьей- либо помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов(юноши). Сед углом; стоя на коленях наклон на- зад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов(девушки). К.Р. Сдача контрольных нормативов. Тема 5. Легкая атлетика. Совершенствование техники спринтерского бега( высокий и низкий старт до 40 м, стартовый разгон, бег на результат на 100 м, эстафетный бег) Совершенствование техники длительного бега (бег в равномерном и переменном темпе 20—25 мин, бег на 3000 м)(юноши) Бег в равномерном и переменном тем- пе 15—20 мин, бег на 2000 м (девушки). Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Совершенствова- ние техники прыжка в высоту с разбега(девушки). Совершенствование техники метания в цель и на дальность: Метание мяча весом 150 г с 4—5 бросковых шагов, с полного разбега, на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1 1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты весом 500—700 г с места на дальность, с колена, лёжа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2 2 м) с расстояния 12— 15 м, по движущейся цели (2 2 м) с расстояния 10— 12 м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного—четырёх шагов вперёд-вверх на дальность и заданное расстояние (юноши). Метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов, с укороченного и полного разбега, на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1 1 м) с расстояния 12—14 м. Метание гранаты весом 300—500 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и за- данного расстояния. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного—четырёх шагов вперёд-вверх на дальность и заданное расстояние (девушки). К.Р. Сдача контрольных нормативов. Тема 6. Спортивные игры Баскетбол. Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Совершенствование ловли и передачи мяча (варианты ловли и передачи мяча без со- противления и с сопротивлением защитника). Совершенствование техники ведения мяча (варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника). Совершенство- вание техники бросков мяча (варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника). Совершенствование техники защитных действий (действия против игрока без мяча и игрока с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)). Совершенствование техники перемещения, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей. Совершенствование тактики игры (индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите). Овладение игрой и комплексное развитие психо- моторных способностей (игра по упрощённым правилам баскетбола, игра по правилам) Волейбол. Совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек. Совершенствование техники приёма и передачи мяча. Совершенствование техники подачи мяча. Совершенствование техники нападающего удара. Совершенствование техники за- щитных действий. Совершенствование тактики игры. Овладение игрой и комплексное развитие психо- моторных способностей. Тема 7. Лыжная подготовка Освоение техники лыжных ходов: Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъёмов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки), и до 6 км (юноши). Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с установленными требованиями, установленные стандартом. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета обучающиеся по окончании школы достигнут следующего уровня развития. Обучающиеся должны знать: -влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; -способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; - правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности; уметь: -выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной физической культуры, комплексы упражнений атлетической гимнастики; -выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; -преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; -выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; -осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; 4. Тематическое планирование №п /п 1 Вид программного материала Класс 9 Базовая часть 48 Основы знаний 2 В процессе урока Легкая атлетика 16 Гимнастика 14 Спортивные игры 18 Вариативная часть 20 Лыжная подготовка 20 Всего 68 5. Календарно- тематическое планирование № п\п Кол-во Тема уроков часов 1 1 Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт, стартовый разгон. Пробегание отрезков 40 м. 2 1 Бег по дистанции, финиширование. Техника передачи эстафетной палочки. 3 1 Бег 60 м. Техника передачи эстафетной палочки. План Факт. 4 1 Прыжок в длину с разбега согнув ноги. 5 1 Прыжок в длину с разбега согнув ноги 6 1 Метание мяча 150 г на дальность, в вертикальную и горизонтальную цель 7 1 Метание мяча 150 г на дальность, в вертикальную и горизонтальную цель. 8 1 Кросс 2000 м(девушки), 3000 м(юноши) 9 1 Техника безопасности на уроках баскетбола. Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек. 10 1 Ловля и передачи мяча 11 1 Ведение мяча 12 1 Броски мяча в кольцо после ведения 13 1 Вырывание и выбивание мяча 14 1 Тактика игры в защите 15 1 Тактика игры в нападении 16 1 Учебная игра 3х3, 5х5 17 1 Учебная игра 3х3, 5х5 18 1 Техника безопасности на уроках гимнастики 19 1 Юноши: : Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см Девушки: кувырок назад в полушпагат 20 1 Юноши: стойка на руках с помощью Девушки: с моста переход на одно колено 21 1 Юноши: кувырок назад через стойку на руках с помощью. Девушки: Кувырки вперед и назад слитно; стойка на лопатках. 22 1 Акробатическая комбинация 23 2 Перекладина, брусья Юноши: подъём в упор силой Девушки: толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь 24 1 Юноши: вис согнувшись, прогнувшись, вис на подколенках, опускание в упор присев Девушки: переворот в упор махом и толчком 25 1 Юноши:Подъём переворотом, подъём разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад. Девушки: упор присев на одной ноге, соскок махом 26 1 Соединение на перекладине и брусьях из 2-3 элементов 27 1 Опорный прыжок Юноши: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см Девушки: Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) 28 1 Юноши: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см Девушки: Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) 29 1 Юноши: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—120 см Девушки: Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) 30 1 Подтягивание на высокой и низкой перекладине 31 1 Наклон вперед из положения стоя 32 1 Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Прохождение дистанции до 1км 33 1 Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 1км 34 1 Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 1,5км 35 1 Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 1,5км 36 1 Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 2км 37 1 Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 2км 38 1 Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 2,5км 39 1 Одновременный бесшажный ход. Прохождение дистанции до 3км 40 1 Одновременный бесшажный ход. Прохождение дистанции до 3км 41 1 Одновременный двухшажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 3,5км 42 1 Одновременный двухшажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 3,5км 43 1 Одновременный одношажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 4км 44 1 Одновременный одношажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 4км 45 1 Подъем «елочкой», спуск в основной стойке. Прохождение дистанции до 4,5км 46 1 Подъем «елочкой», спуск в основной стойке. Прохождение дистанции до 4,5км 47 1 Переход с одного хода на другой. Прохождение дистанции до 5км 48 1 Переход с одного хода на другой. Прохождение дистанции до 5км 49 1 Торможение плугом. Прохождение дистанции до 6км 50 1 Поворот плугом, переступанием. Прохождение дистанции до 6км 51 1 Лыжные гонки на 3 км 52 1 Техника безопасности на уроках волейбола Техника передвижения, остановок, поворотов и стоек 53 1 Основная стойка, передвижение 54 1 Прямая нижняя подача через сетку 55 1 Прямая верхняя подача через сетку 56 1 Прием и передача мяча снизу 57 1 Прием и передача мяча сверху 58 1 Атакующий удар через сетку 59 1 Учебная игра 60 1 Учебная игра 61 1 Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. Прыжок в высоту способом «перешагивание» 62 1 Прыжок в высоту способом «перешагивание» 63 1 Прыжок в высоту способом «перешагивание» 64 1 Бег 60 м 65 1 Прыжок в длину с разбега согнув ноги Равномерный бег до 66 1 Метание гранаты весом 500—700 г с места на дальность(юноши) Метание гранаты весом 300—500 г с места на дальность. Равномерный бег до 67 1 Кросс 2000 м (девушки), 3000 м (юноши). 68 1 Подведение итогов четверти года. Задание на каникулы.