Рабочая программа по роднай литературе в 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальное казенное учреждение "Отдел образования администрации
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан"
МОБУ СОШ с. Ишемгул
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО
________________________

Заместитель директора
по УВР

Кутлугильдина Р.В.

_____________________

Протокол №1 от «24» 08
2023 г.

Аминев Ф.Ф.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Тулибаев А.М.
Приказ №86 от «28» 08 2023 г.

Протокол №1 от «25» 08
2023 г.

Рабочая программа
по предмету родная русская литература
для обучающихся 10 -11 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)» составлена в соответствии с
реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»» на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования, а также Примерной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» среднего общего образования разработана с целью
сохранения и развития культурного и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, формирования
российской гражданской идентичности обучающихся (Указ Президента РФ от 06 12 2018 г № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента РФ от 19 12 2012 г , № 1666»),
реализации права на изучение родного русского языка, на сохранение русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим
Российскую Федерацию
Методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся,
освоивших Примерную рабочую программу среднего общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», является
системно-деятельностный подход, нацеленный на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, на формирование
готовности старшеклассников к саморазвитию и непрерывному образованию, на овладение ими духовными ценностями и культурой
многонационального народа России.
Общая характеристика учебного предмета
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически
ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к
гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература
должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как
средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения.
Являясь частью предметной области «Родной язык и родная литература», учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан
с предметом «Родной язык (русский)» и способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и
межкультурной компетенций.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» также непосредственно связан с предметом «Литература» из предметной области
«Русский язык и литература», наряду с которым вносит свой вклад в формирование у обучающихся культуры восприятия и понимания

литературных текстов, освоение ими современных читательских практик. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)»
имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература» и обусловленные:
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с
этим проблематика (человек в круговороте истории России, загадочная русская душа, духовные основы русской культуры, человек в
поисках счастья);
построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным
историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» не повторяет содержание курса «Литература», а дополняет его, удовлетворяя
потребности обучающихся 10—11 классов в изучении родной русской литературы как особого, эстетического средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. В курс родной русской литературы включены значительные произведения русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившие национальные особенности русской литературы и культуры.
В программе курса родной русской литературы для 10 класса выделяются проблемно-тематические блоки, внутри которых
содержание структурировано на основе историко-литературного и хронологического принципов:
Личность,
Личность и семья,
Личность – общество – государство,
Личность – природа – цивилизация,
Личность – история – современность.
В тематические блоки программы включены литературные произведения с ярко выраженными национально-специфическими явлениями,
образами и мотивами, отражёнными средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать
связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
Цели изучения предмета:
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках
предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской
Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
• формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества, в осознании ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части русской культуры;
• включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к
русскому языку и русской литературе как носителям культуры своего народа;

•

формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
становлением личности;
• расширение представлений о родной русской литературе как художественном отражении традиционных духовно-нравственных
российских и национально-культурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих взаимосвязанных учебных задач:
• расширение представлений о художественной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания, чувства патриотизма, формирующих национальнокультурную идентичность и способность к межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции);
• формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа и других культур
на основе многоаспектного диалога, как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и
мировой культуры, как особому способу познания жизни, культурной самоидентификации, чувства причастности к истории,
традициям своего народа и осознания исторической преемственности поколений;
• формирование знаний о базовых концептах русского языка, создающих художественную картину мира, ключевых проблемах
произведений русской литератур;
• развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание произведений разных жанров;
• формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской литературы и умений
самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов и познавательной учебной проектноисследовательской деятельности;
• развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на историкокультурной основе; сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационнокоммуникационных технологий и применением различных форм работы в медиапространстве;
• использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
творчески перерабатывать художественные тексты, создавать собственные высказывания, содержащие аргументированные суждения
и самостоятельную оценку прочитанного.
Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Родная
литература (русская)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
На изучение предмета «Родная литература (русская)» в 10 классе отводится 1 час в неделю (34 час).в 11 классе отводится 2 часа в неделю (70
часов).
Учебный предмет «Родная литература (русская)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные языки.
Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения

основного курса «Литература».

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 10 класс
Проблемно-тематический блок Личность
(человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление
личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого
Проблемно-тематический блок Личность и семья
(место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в
жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в
комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью
взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры». Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни
человека; поколения и традиции.
Проблемно-тематический блок Личность – общество – государство
(влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух
мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
Проблемно-тематический блок Личность – природа – цивилизация
(человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их
нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его
отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного общества в рассказе
Проблемно-тематический блок Личность – история – современность
(время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера
героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» 11 класс
Проблемно-тематический блок Личность
А.И.Солженицын. Статья «Жить не по лжи».
Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора».
Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности.
Ю. П. Казаков «Во сне ты горько плакал».
Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок Личность и семья
Б. Н. Зайцев «Голубая звезда».
Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В. В. Набоков «Машенька».
Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины.
Ф. А. Абрамов «Братья и сёстры».
Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как
олицетворениемужествапростогорусскогонародаввоенныевремена,душевнаякрасотачленовсемейПряслиных,Ставровых,Нетесовыхи
Житовых.
А. Н. Арбузов.«Жестокие игры»
Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок Личность – общество–государство
И. А. Бунин. «Иоанн Рыдалец».

Русский национальный характер в рассказе.
А. Н. Островский «Как закалялась сталь».
Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа
А.Н.Островского.
Э. Веркин «Облачный полк».
Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.
В. С. Маканин «Кавказский пленный».
Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин «Санькя».
Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система
пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок Личность–природа–цивилизация
Н. М. Рубцов Стихотворения: «В горнице»,«Зимняя песня»,«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек»,
«Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова.
А. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научнофантастическом романе.
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны».
Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»
И. А. Бунин Статья «Миссия русской эмиграции».
Оценка автором деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба
ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских
репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых».
Трагедия периода раскулачивания в рассказе.

Планируемые результаты освоения предмета
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» на уровне среднего общего образования направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по родной литературе (русской) достигаются в единстве

учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной литературе (русской) для среднего общего образования
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте
изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
русской литературы;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том
числе и при анализе литературного произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с
традициями народов России, в том числе отражёнными в литературных произведениях;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства, в том числе художественной литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в
том числе русского фольклора;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родной (русской) литературе;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке
поведения и поступков литературных героев;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе воспитанные на положительных примерах из художественной
литературы;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на профессиональный выбор и поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе на основе осмысления идейно-тематического
содержания родной литературы (русской) и литератур народов России;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе на
основе осмысления идейно-тематического содержания произведений родной литературы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе интерпретации литературных произведений;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в произведениях родной литературы (русской);
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур и литератур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на
литературные темы, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, включая
программу по родной литературе (русской), у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения рабочей программы среднего общего образования по родной литературе (русской) должны
отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями:
базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по родной (русской) литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе (русской), навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского
опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений родной литературы (русской), в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении программы курса родной литературы (русской);
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм

информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по
предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской);
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе
(русской);
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по
предмету «Родная литература (русская)»;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской)
литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень;

самоконтроль:
давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений
курса родной (русской) литературы;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности, в том числе на занятиях по учебному предмету «Родная литература (русская)»;
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в
том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в произведениях
родной (русской) литературы;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по учебному предмету «Родная литература (русская)».

Предметные результаты 10 класс
Осознавать причастность к отечественным традициям, к исторической преемственности поколений на основе установления связей
литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную
историческую эпоху;
понимать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений родной (русской) литературы второй половины XIX — XXI в собственным интеллектуально-нравственным
ростом;
иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур, проявлять уважительное отношение к ним;
владеть умением внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) второй половины XIX — XXI в. в аспекте
проблемно-тематических блоков;
владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией; раскрывать
конкретно- историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений;
владеть умениями осмысливать художественную картину жизни, созданную автором в литературном произведении; выявлять в
произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё читательское отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретико-

литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы, выявлять их роль в произведении; уметь применять их в речевой
практике;
владеть умением сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств
(живопись, театр, кино, музыка и др.);
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования, прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладо в,
тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее250 слов); умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с
использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

Предметные результаты 11 класс
Осознавать причастность к отечественным традициям, к исторической преемственности поколений на основе установления связей
литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную
историческую эпоху;
понимать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений родной (русской) литературы второй половины XIX — XXI в собственным интеллектуально-нравственным
ростом;
иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур, проявлять уважительное отношение к ним;
владеть умением внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) второй половины XIX — XXI в. в аспекте
проблемно-тематических блоков;
владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией; раскрывать
конкретно- историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений;
владеть умениями осмысливать художественную картину жизни, созданную автором в литературном произведении; выявлять в
произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё читательское отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретико литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы, выявлять их роль в произведении; уметь применять их в речевой
практике;
владеть умением сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств
(живопись, театр, кино, музыка и др.);
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного

истолкования, прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее250 слов); умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с
использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

Календарно-тематическое планирование 10 класс 2023-2024 уч. год
№

Блок

Тема

Личность
7часов
1
2
3

Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».
Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История создания. Прототипы героев
романа.
Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого
Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного
«благообразия» в романе.

4
5
6

Кол-во
час

Дата

1

7.09

1
1
1

14.09
21.09
28.09

1
1

5.10
12.10

1

19.10

Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести,я и другой,
индивидуальность и «человек толпы»
7

Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.

1
1

9

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и
найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии.

9.11
16.11

1

23.11

10

А.Н.Островский «Бесприданница»

1

30.11

11
12
13

Судьба главной героини пьесы
И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести.
Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с

1
1
1

7.12
14.12
21.12

8

Личность и семья
8 часов

Кор-ка

15

драматизмом и жертвенностью взрослой любви
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей
семьи.
Образ Иудушки Головлёва в романе

16

14

17

18

19

1
1

28.12
11.-1

Место человека в семье и обществе: Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»

1

18.01

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова
(рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»)

1

25.01

1

1.02

1

8.02

Личность – общество И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
– государство
3 часа
Образ главного героя романа. Отзывы в критике

20
21
22

Личность – природа
– цивилизация

23
24
25 - Личность – история
26 – современность
27
28

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на
личность человека.
Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик».

1

15.02

1

22.02

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни,
занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты

1

29.02

«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат
«Паллада».
Отражение сущности современного общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный
цветок».
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип.

1

7.03

1

14.03

1
21.03

Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

1

Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила»

1

29

Рассказ Г.И. Успенского «Пятница»

1

30

Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической
литературы XIX века»
Обобщение и систематизация изученного материала

1

Защита проектных работ

2

31 32
3334

2

4.04

11.04
18.04

25.04
2.05
9.05
16.05
23.05

Календарно-тематическое планирование 11 класс 2023-2024 уч. год
№

Блок

Тема

Кол-во Дата
час

Кор-ка

1

1

5.09

1

5.09

1
1

12.09
12.09

5

М. Горький.Рассказ«Карамора».
Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности в
рассказе М. Горького
Рассказ Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал»

1

19.09

6

Осознание трагического одиночества человека перед проблемами бытия в рассказе

1

19.09

Б. Н. Зайцев «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям в повести

2

26.09
26.09

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н.Зайцева «Голубая
звезда»
В. В. Набоков роман «Машенька Своеобразие конфликта в романе

2

Образ Машеньки как символ далекой родины

2

18
19

Личность
6 часов

2

Нравственное воззвание к читателю в статье Солженицына «Жить не по лжи»

3
4

7
8

20
21
22
23
24
25

26

А. И. Солженицын.Статья «Жить не по лжи»

Личность и
семья
18 часов

Личностьобщество–
государство
20 часов

Ф.А.Абрамов роман «Братья и сёстры»

2

Народная правда военного времени в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры»

1

3.10
3.10
10.10
10.10
17.10
17.10
24.10
24.10
7.11

История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова«Братья и сёстры»
Роман «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русского народа в
военные времена
Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и
Житовых – в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры»
А. Н. Арбузов «Жестокие игры» Нравственная проблематика пьесы

1
1

7.11
14.11

2

Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н.Арбузова «Жестокие игры»
И.А.Бунина рассказ «Иоанн Рыдалец»

1
1

14.11
21.11
21.11
28.11
28.11
5.12

Русский национальный характер в рассказе И.А.Бунина

1

5.12

в романе В.В.Набокова «Машенька»

2

2

27
28

А.Н.Островский «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны
в романе

2

12.12
12.12

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа
А.Н.Островского«Как закалялась сталь»
Э. Веркин «Облачныйполк»
Военные будни в повести «Облачный полк»
Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э. Веркина

2

В.С.Маканина «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе

2

Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С. Маканина«Кавказский
пленный».
Роман З. Прилепина «Санькя» Законы морали и государственные законы в романе

2

Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных
движений в романе «Санькя»
Система пространственных образов романа З.Прилепина «Санькя» как отражение
эволюции главного героя Саши Тишина
Н. М. Рубцов «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..»,«Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в
лирике Н.М. Рубцова

2

19.12
19.12
26.12
26.12
9.01
9.01
16.01
16.01
23.01
23.01
30.01
30.01
6.02
6.02
13.02
13.02
20.02
20.02

А. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» –
проблемы современной цивилизации в научно- фантастическом романе Стругацких
Л. С.Петрушевская «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе

2

Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе
Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны»
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции».Оценка автором деятельности русской
эмиграции

2

Ю.О.Домбровский «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». Роль
личности в истории
Роман Ю.О.Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей
христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском

2

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Личность –
природа –
цивилизация 8
часов

Личность –
история –
современность
14 часов

1
1
2

2

2
2

2

2

2

27.02
27.02
5.03
5.03
12.03
12.03
19.03
19.03
2.04
2.04
9.04
9.04

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе «Факультет
ненужных вещей»
Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф.Тендрякова«Пара гнедых»

2

Обобщение и систематизация изученного материала по проблемно-тематическим блокам

2

«Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX
века». Проекты
Защита проектных работ

2

Контрольная работа и анализ

2

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ЯКЛАСС, РЭШ, УЧИ. РУ, Skaysmart

2

2

16.04
16.04
23.03
23.04
30.04
30.04
7.05
7.05
14.05
14.05
21.05
21.05


Наверх

ДОМ - ШКОЛА - ДОМ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».