Рабочая программа по ОБЩЕСТВО 10-11кл (база)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ отдел образования МР Зианчуринский район Республика
Башкортостан
МОБУ СОШ с. Ишемгул

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

[Зам директора по УВР

Директор школы

________________________ ________________________ ________________________
Латыпова М.Д.
Приказ №1 от «25» августа
« 2023 г.

Аминев Ф.Ф.
Тулибаев А.М.
Приказ №82 от «25» Приказ № 82 от « 25»
августа 2023г. августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3626279)
учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень)
для обучающихся 10-11 класса

с. Ишемгул 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по
обществознанию на уровне среднего общего образования реализует принцип
преемственности примерных рабочих образовательных программ основного
общего и среднего общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в
выполнении системой образования функции интеграции молодежи в
современное общество и обеспечивает условия для формирования
российской
гражданской
идентичности,
традиционных
ценностей
многонационального российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и
общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за
достижения страны в различных областях жизни, уважения к
традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам
человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
 развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;

развитие способности обучающихся к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
 развитие интереса обучающихся к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин;
 освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной современному уровню
научных знаний и позволяющей реализовать требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательной программы, представленным в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего
образования;
 овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных
источников,
преобразовывать
ее
и
использовать
для
самостоятельного
решения
учебно-познавательных,
исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
 совершенствование опыта обучающихся в применении полученных
знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейнобытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования
учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания,
факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные
отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как
члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности
современного российского общества в единстве социальных сфер и
институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные
аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется
в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику
учебного предмета на уровне среднего общего образования:


определение учебного содержания научной и практической
значимостью включаемых в него положений и педагогическими
целями учебного предмета с учетом познавательных возможностей
учащихся старшего подросткового возраста;
 представление в содержании учебного предмета основных сфер
жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условий экономического развития на
современном этапе, особенностей финансового поведения,
перспектив и прогнозов общественного развития, путей решения
актуальных социальных проблем;
 обеспечение
развития
ключевых
навыков,
формируемых
деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и
компетентностей, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности и при выборе профессии;
 включение в содержание предмета полноценного материала о
современном российском обществе, об основах конституционного
строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции
Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина,
тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии
вызовам глобализации;
 расширение возможностей самопрезентации старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных
практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом
уровне среднего общего образования от содержания предшествующего
уровня заключается в:
 изучении нового теоретического содержания;
 рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и
процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
 освоении обучающимися базовых методов социального познания;
 большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные
познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с
выбором профессии;
 расширении
и
совершенствовании
познавательных,
исследовательских, проектных умений, которые осваивают
обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении
социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на
базовом уровне изучается в 11 классе. Общее количество учебного времени
на два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
11 КЛАСС
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском
обществе.
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший
социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры
социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности.
Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты,
способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы
разрешения
социальных
конфликтов.
Особенности
профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
Политическая сфера
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе. Государство как
основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим.
Типология форм государства.
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное

управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение
национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее
роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы
участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики,
их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской
Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации.
Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные
правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской
Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и
юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и
свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
родителей и детей.

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и
обязанности
налогоплательщиков.
Ответственность
за
налоговые
правонарушения. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели,
виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная
группа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень)
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 сформированность
гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;





ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.

Духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
 стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
 сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в
физическом совершенствовании;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;





интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к
эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к
учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.

Экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
 мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.

В
процессе
достижения
личностных
результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования (на базовом
уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 готовность и способность овладевать новыми социальными
практиками, осваивать типичные социальные роли;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны
отражать:
1. Овладение
универсальными учебными познавательными
действиями
Базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;

определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах;
 вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов
деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
 развивать
навыки
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыки разрешения проблем;
 проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания;
 осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
 формировать
научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;
 уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;


уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 владеть навыками получения социальной информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность информации различных
видов и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть
навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
 понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;


выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
 расширять
рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
 делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при
наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать
ответственность за принятое решение;
 оценивать приобретенный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и


оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать свое право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях
социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в
современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли
семейных ценностей; направлениях социальной политики в Российской
Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе
и полномочиях органов государственной власти;
о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве
Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты
прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских,
семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных,
уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве,
гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности истории нашей
Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства на примерах

разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных
понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений при изложении собственных суждений и построении
устных и письменных высказываний, включая понятия: социальные
общности, социальные группы и отношения между ними, социальная
стратификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная
роль, социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация,
социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль, социальный
конфликт, политическая власть, политический институт, политические
отношения, политическая система, государство, национальная безопасность,
политическая культура, политическая элита, политическое лидерство,
политический процесс, право, источник права, система права, норма права,
отрасль
права,
институт
права,
правонарушение,
юридическая
ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт,
законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской
Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:
власть, социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных
критериев используемые в социальных науках понятия и термины,
отражающие социальные явления и процессы, в том числе: социальные
общности и группы; виды социальной мобильности; типы семьи; социальные
нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций; виды
миграционных процессов в современном мире; формы государства;
политические партии; виды политического лидерства, избирательных и
партийных систем, политических идеологий; правовые нормы; отрасли и
институты права; источники права; нормативные правовые акты; виды
правовых отношений; правонарушения; виды юридической ответственности;
права и свободы человека и гражданина Российской Федерации;
конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; способы
защиты гражданских прав, правоохранительные органы; организационноправовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей;
права и обязанности работников и работодателей; дисциплинарные взыскания;
налоги и сборы в Российской Федерации; права и обязанности
налогоплательщиков; виды административных правонарушений и наказаний;

экологические правонарушения; способы защиты права на благоприятную
окружающую среду; виды преступлений; виды наказаний в уголовном праве.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании
социальной структуры, формы государства, политической культуры
личности и ее политического поведения, системы права, нормативноправовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других
сфер жизни общества; права и морали; государства и права; действия
правовых регуляторов и развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной,
политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в
Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения
социального неравенства; социальных конфликтов; отклоняющегося
(девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности
за него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы
права; социального контроля; государства, субъектов и органов
государственной власти в Российской Федерации; политических партий;
средств массовой информации в политической жизни общества;
правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической
сферы жизни общества, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе социологические
опросы, биографический, сравнительно-правовой метод, политическое
прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации», для анализа социальной информации о
социальном и политическом развитии российского общества, направлениях
государственной
политики
в
Российской
Федерации,
правовом
регулировании общественных процессов в Российской Федерации,
полученной из источников разного типа, включая официальные публикации
на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы стратегического характера, публикации в
СМИ;

осуществлять поиск политической и правовой информации,
представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные
выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении,
выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность
с опорой на полученные знания о структуре общества, социальных
отношениях,
политической
сфере,
правовом
регулировании
и
законодательстве Российской Федерации, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам,
составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты.
8) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
осознания роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач
при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера»,
«Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации».
9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных
знаний о структуре общества и социальных взаимодействиях, политической
сфере и законодательстве Российской Федерации собственные суждения и
аргументы по проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в
современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций
развития семьи; участия субъектов политики в политическом процессе;
опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и
свобод человека с обязанностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе
о социальной структуре российского общества; роли семьи в жизни личности
и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре
политической системы; роли Интернета в современной политической

коммуникации; необходимости поддержания законности и правопорядка;
юридической ответственности за совершение правонарушений; механизмах
защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности
несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о конституционных
принципах национальной политики в Российской Федерации; социальных
конфликтах, включая этносоциальные, и путях их разрешения;
государственной поддержке социально незащищенных слоев общества и
мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном
устройстве и политической системе Российской Федерации на современном
этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской
Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего;
основах конституционного строя Российской Федерации; субъектах
гражданских правоотношений; юридической ответственности и ее видах;
правовом регулировании оказания образовательных услуг; порядке приема
на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе
несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и
условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях
налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса,
гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта.
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых
услуг, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации;
находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную
государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях
управления личными финансами и обеспечения личной финансовой
безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных
отношений, политической жизни общества, правового регулирования, в том
числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень
достоверности информации; соотносить различные оценки социального
взаимодействия,
политических
событий,
правовых
отношений,
содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в
типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том
числе норм морали и права.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с
помощью
полученных
знаний
наиболее
эффективные
способы

противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное
поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морали и права,
ценностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
опасность алкоголизма и наркомании.

11 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Социальная сфера
1.
1

Социальная структура
общества

1.
2

Социальное положение
личности в обществе и пути
его изменения

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК

1.
3

Семья и семейные ценности

1.
4

Этнические общности и
нации

1.
5

Социальные нормы и
социальный контроль

1.
6

Библиотека ЦОК
2

2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
Социальный конфликт

2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

1.
7

Повторительнообобщающий урок по
разделу «Социальная
сфера»

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

14

Раздел 2. Политическая сфера
2.
1

Политическая власть и
политические отношения

2.
2

Политическая система.
Государство — основной
институт политической
системы

2.
3

Государство Российская
Федерация.
Государственное
управление в Российской
Федерации

2.
4

Политическая культура
общества и
личности.Политическая
идеология

2.
5

Политический процесс и
его участники

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
3

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
4

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
3

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК

2.
6

Избирательная система

2.
7

Политические элиты и
политическое лидерство

2.
8

Повторительнообобщающий урок по
разделу «Политическая
сфера»

Итого по разделу

2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

20

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
3.
1

Система права. Правовые
отношения.
Правонарушения

3.
2

Конституционные права,
свободы и обязанности
человека и гражданина в
Российской Федерации

4

3.
3

Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых правоотношений

6

Библиотека ЦОК
4

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

3.
4

Правовое регулирование
налоговых,
образовательных,
административных,
уголовных правовых
отношений, экологическое
законодательство

3.
5

Основные принципы
конституционного,
арбитражного,
гражданского,
административного,
уголовного процессов

3.
6

Повторительнообобщающий урок по
разделу «Правовое
регулирование
общественных отношений в
Российской Федерации»

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
8

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
4

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

28

Итоговое повторение,
представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf
62

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№

Количество часов

п
Тема урока
/
п

1

Социальная структура
общества

Все
го

1

Контроль
ные
работы

Практичес
кие
работы

Дата
изучен
ия

01.09.20
23

2

Социальная стратификация
российского общества

3

Социальное положение
личности в обществе и пути
его изменения

1

08.09.20
23

4

Социальная мобильность и ее
виды

1

14.09.20
23

5

Семья как социальный
институт

1

1

07.09.20
23

15.09.20
23

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed0088

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed0286

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed0416

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed112c

6

7

8

9

1
0

Семья и семейные ценности

Этнические общности и
нации

Национальная политика в
Российской Федерации

Социальные нормы и
отклоняющееся поведение

Социальный контроль

1

1

1

1

1

21.09.20
23

22.09.20
23

28.09.20
23

29.09.20
23

05.10.20
23

1
1

Социальный конфликт

1

06.10.20
23

1
2

Особенности
профессиональной
деятельности социолога и
социального психолога

1

12.10.20
23

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed129e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed0de4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed0fba

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed092a

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed0ad8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed07a4

1
3

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Социальная
сфера"

1

1

13.10.20
23

1
4

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Социальная
сфера"

1

1

19.10.20
23

1
5

1
6

Политическая власть и
политические отношения

Политические институты

1
7

Политическая система

1
8

Государство - основной
институт политической
системы

1
9

Формы государства

1

20.10.20
23

1

1

1

1

26.10.20
23

0

27.10.20
23

09.11.20
23

10.11.20
23

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed2b30

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed2964

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed2cf2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed2efa

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed3274

2
0

2
1

2
2

2
3

2
4

2
5

2
6

Основы конституционного
строя Российской Федерации

Государство Российская
Федерация

Государственное управление
в Российской Федерации

Национальная безопасность

Политическая культура
общества и личности

Политическая идеология

Политический процесс

1

1

1

1

1

1

1

16.11.20
23

17.11.20
23

23.11.20
23

24.11.20
23

30.11.20
23

01.12.20
23

07.12.20
23

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84050c4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed347c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed363e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8409a34

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed49b2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed414c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed4b56

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

Участники политического
процесса

Политические партии

Типы избирательных систем

Избирательная система
Российской Федерации

Политическая элита

3
2

Политическое лидерство

3
3

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Политическая
сфера"

1

08.12.20
23

1

14.12.20
23

1

15.12.20
23

1

21.12.20
23

1

22.12.20
23

1

1

28.12.20
23

1

18.01.20
24

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed4dae

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed4444

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed39c2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed380a

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed3d46

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed3f94

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed536c

3
4

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Политическая
сфера"

1

1

19.01.20
24

3
5

Система права

1

3
6

Правовые отношения

1

26.01.20
24

3
7

Правонарушения

1

01.02.20
24

3
8

Правонарушение и
юридическая ответственность

1

02.02.20
24

3
9

Конституция Российской
Федерации

4
0

Конституционные права и
свободы человека и
гражданина Российской
Федерации

1

1

0

25.01.20
24

08.02.20
24

09.02.20
24

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed5538

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f5ed5772

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84050c4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8405614

4
1

Конституционные
обязанности гражданина
Российской Федерации

4
2

Механизмы защиты прав
человека

4
3

Правовое регулирование
гражданских
правоотношений

4
4

4
5

4
6

4
7

Организационно-правовые
формы юридических лиц

Правовое регулирование
семейных правоотношений

Права и обязанности
родителей и детей

Правовое регулирование
трудовых правоотношений

1

1

1

1

1

1

1

15.02.20
24

16.02.20
24

22.02.20
24

29.02.20
24

01.03.20
24

07.03.20
24

14.03.20
24

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84096d8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8407658

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8407e0a

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8407fe0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8408382

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f840876a

4
8

Особенности трудовых
правоотношений с участием
несовершеннолетних
работников

1

15.03.20
24

4
9

Правовое регулирование
налоговых правоотношений

1

21.03.20
24

5
0

Права и обязанности
налогоплательщиков.
Ответственность за
налоговые правонарушения

5
1

Правовое регулирование
образовательных
правоотношений

1

04.04.20
24

5
2

Система образования в
Российской Федерации

1

05.04.20
24

5
3

Правовое регулирование
административных
правоотношений

5
4

Экологическое
законодательство

1

1

1

22.03.20
24

11.04.20
24

12.04.20
24

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84058f8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84085e4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84091d8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f840608c

5
5

Уголовное право

5
6

Особенности уголовной
ответственности
несовершеннолетних

5
7

Основные принципы
конституционного,
арбитражного процессов

5
8

Основные принципы
гражданского процесса

5
9

Основные принципы
административного процесса

6
0

Основные принципы
уголовного процесса

1

1

1

1

1

1

18.04.20
24

19.04.20
24

25.04.20
24

26.04.20
24

02.05.20
24

03.05.20
24

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8409354

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8409354

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84094f8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8408fe4

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f84091d8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8409354

6
1

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Правовое
регулирование общественных
отношений в Российской
Федерации"

6
2

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Правовое
регулирование общественных
отношений в Российской
Федерации"

6
3

Итоговое повторение,
представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

6
4

Итоговое повторение,
представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

1

1

1

1

03.05.20
24

1

10.05.20
24

1

1

10.05.20
24

16.05.20
24

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8409be2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f8409dae

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f840b73a

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f840b8f2

6
5

Итоговое повторение,
представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

1

16.05.20
24

6
6

Итоговое повторение,
представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

1

17.05.20
24

6
7

Итоговое повторение,
представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности

1

1

22.05.20
24

6
8

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Правовое
регулирование общественных
отношений в Российской
Федерации"

1

0.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

6.5

24.05.20
24

5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f840baa0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/f840bc44

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх

ДОМ - ШКОЛА - ДОМ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».