рабочая программа по физической культуре в 5-9 классах

МОБУ СОШ с.Ишемгул
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрена и принята»

«Согласована»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО
Заместитель директора по УВР
Директор школы
Протокол №1
____________/Ф.Ф.Аминев../
____________/А.М.Тулибаев./
от « 28 » августа 2023г.

Приказ №

от

2023г

02-25
Рабочая программа
по физической культуре для 5-9 классов
учителя высшей квалификационной категории
Абдульманова Илдуса Фаритовича

с.Ишемгул-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При

составлении

данной

программы

были

использованы

следующие

нормативно-правовые документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189
«Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.2821-10….»

р.

«Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта основного
общего образования» (с изменениями и дополнениями);
 Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
 Лях В.И, М.Я. Виленский « Программа физического воспитания учащихся 5
- 9 классов». – М.: Просвещение, 2021 г.
 Программа предназначена для учащихся 5 - 9 общеобразовательных классов.

Цель курса физической культуры: формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной
школе

данная

цель

конкретизируется:

учебный

процесс

направлен

на

формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических
качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни и способствует решению следующих задач изучения на
второй ступени образования:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
-

формирование

физическими

культуры

движений,

упражнениями

с

обогащение

двигательного

общеразвивающей

и

опыта

корригирующей

направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта:
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной

деятельности,

самостоятельной

организации

занятий

физическими упражнениями;
-

воспитание

положительных

качеств

личности,

норм

коллективного

взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Задачи:
реализация
планирования

принципа

учебного

вариативности,

материала

в

который

соответствии

лежит
с

в

основе

половозрастными

особенностями обучающихся, материально-технической оснащенности учебного
процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн),
региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
реализация принципа достаточности и сообразности, определяющего
распределение учебного материала в конструкции основных компонентов
двигательной

(физкультурной)

деятельности,

особенностей

формирования

познавательной и предметной активности обучающихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», которые лежат в основе планирования учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих

учителя во время

планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования

целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования
упражнений

в

школьниками

освоенных

знаний,

физкультурно-оздоровительных

способов

мероприятиях,

и

физических
режиме

дня,

самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Место предмета в учебном плане:
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчета 2ч в неделю:
в 5 классе 68 ч, в 6 классе – 68 ч, в 7 классе – 68 ч, в 8 классе 68 ч, в 9 классе – 68 ч.
Учебно-методический комплект:
Программа: программа физического воспитания учащихся 5- 9 классов : В.И. Лях,
М.Я. Виленскмй. М: издательство «Просвещение», 2021
Учебники:
Предметная линия учебников В.И. Ляха , М.Я. Виленского. 5 - 9 классы, М:
Просвещение, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 - 9 КЛАСС

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение
Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение
в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на
Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике
безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием
физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических
качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных
качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней
зарядки, физкультминуток и физкульт- пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике
выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение

резервов

организма

и

состояния

здоровья

с

помощью

функциональных проб.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной
недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей
физической культуры.
Спортивно-оздоровительная

деятельность

направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы.

с

общеразвивающей

Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика.
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом скамейке (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно

-

ориентированная

подготовка.

Прикладно-ориентированные

упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики .Развитие гибкости, координации движений,
силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации
движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

5 – 9 КЛАСС
Тема

Результаты обучения
Предметные

Тема 1.
Основы
знаний

Метапредметные

Учащийся должен уметь:

Учащийся должен уметь:

знания по истории и развитию

1)Умение самостоятельно

спорта и олимпийского движения, о определять
положительном

их

влиянии

цели

на обучения,

своего

ставить

и

укрепление мира и дружбы между формулировать для себя новые
задачи

народами;

в

учёбе

и

знание основных направлений познавательной деятельности,
развития

физической

культуры

в развивать мотивы и интересы

обществе, их целей, задач и форм своей
деятельности;

организации;
знания

познавательной

о

здоровом

образе

2) умение самостоятельно

жизни, его связи с укреплением планировать пути достижения
здоровья и профилактикой вредных целей,

в

том

привычек, о роли и месте физической альтернативные,
культуры в организации здорового выбирать
образа жизни.

числе
осознанно
наиболее

эффективные
решения

способы
учебных

и

познавательных задач;
3) умение соотносить свои
действия

с

результатами,

планируемыми
осуществлять

контроль своей деятельности в
процессе
результата,

достижения
определять

способы действий в рамках
предложенных

условий

и

требований,

корректировать

свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

Тема 2,7.
Легкая
атлетика

Учащийся должен уметь:
способность
трудности,

Учащийся должен уметь:

преодолевать

1)

умение

учебные правильность

выполнять

оценивать
выполнения

задания по технической и физической учебной задачи, собственные
возможности её решения;

подготовке в полном объеме;
способность

организовывать

2)

владение

самостоятельные занятия физической самоконтроля,
культурой

направленности, принятия

разной

обеспечивать

безопасность

самооценки,
решений

мест осуществления

занятий, спортивного инвентаря и выбора

и

осознанного

в

учебной

и

познавательной деятельности;

оборудования, спортивной одежды;
способность

основами

самостоятельно

3)

умение

определять

организовывать и проводить занятия понятия, создавать обобщения,
устанавливать

профессионально-прикладной

аналогии,

физической подготовкой, подбирать классифицировать,
физические
зависимости

упражнения

индивидуальной основания

от

ориентации

в самостоятельно
и

выбирать
критерии

для

будущую классификации, устанавливать

на

причинно-следственные связи,

профессиональную деятельность.

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
Тема 3.
Баскетбол

Учащийся должен уметь:
способность
инициативу

и

Учащийся должен уметь:

проявлять
творчество

1)

умение

создавать,

при применять и преобразовывать

организации

совместных

физической

культурой, схемы для решения учебных и

доброжелательное
отношение
независимо

занятий знаки и символы, модели и

к
от

и

уважительное познавательных задач;
занимающимся,

особенностей

2) умение организовывать

их учебное

сотрудничество

здоровья, физической и технической совместную
подготовленности;
умение

учителем

и

действий,

с

сверстниками;

помощь работать индивидуально и в

оказывать

занимающимся при освоении новых группе:
двигательных

деятельность

и

находить

корректно решение

и

общее
разрешать

объяснять и объективно оценивать конфликты

на

основе

согласования позиций и учёта

технику их выполнения;

проявлять интересов;

способность

формулировать,

и аргументировать и отстаивать

дисциплинированность

уважительное отношение к сопернику своё мнение;
в

условиях

игровой

умение

осознанно

деятельности, использовать речевые средства

соревновательной
соблюдать

3)

и

правила

игры

и в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения

соревнований.

своих

чувств,

мыслей

и

потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной
речью,

монологической

контекстной речью;

Тема 4.
Гимнастик
а

Учащийся должен уметь:
способность
физические

отбирать

упражнения

функциональной

Учащийся должен уметь:

по

1) Умение самостоятельно

их определять

направленности, обучения,

цели
ставить

своего
и

составлять из них индивидуальные формулировать для себя новые
комплексы

для

оздоровительной задачи

в

учёбе

и

гимнастики и физической подготовки; познавательной деятельности,
способность составлять планы развивать мотивы и интересы
занятий

физической

культурой

направленностью,

регулировать

физической

зависимости

от

нагрузки

задач

индивидуальных

занятия

2) умение самостоятельно

в планировать пути достижения
и целей,

в

выбирать

освоению

новых
и

занятия

осознанно
наиболее

по решения

способы
учебных

и

двигательных познавательных задач;

развитию

основных

3) умение соотносить свои

физических качеств, контролировать действия

с

и анализировать эффективность этих результатами,
занятий.

числе

проводить эффективные

способность
самостоятельные

том

особенностей альтернативные,

организма;

действий

познавательной

педагогической деятельности;

различной
величину

с своей

планируемыми
осуществлять

контроль своей деятельности в
процессе
результата,

достижения
определять

способы действий в рамках
предложенных
требований,

условий

и

корректировать

свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

Тема 5.
Лыжная
подготовка
(лыжные
гонки)

Учащийся должен уметь:

Учащийся должен уметь:

знания по истории и развитию

1)Умение самостоятельно

спорта и олимпийского движения, о определять
положительном

их

влиянии

цели

на обучения,

своего

ставить

и

укрепление мира и дружбы между формулировать для себя новые
задачи

народами;

в

учёбе

и

знание основных направлений познавательной деятельности,
развития

физической

культуры

в развивать мотивы и интересы

обществе, их целей, задач и форм своей
деятельности;

организации;
знания

познавательной

о

здоровом

образе

2) умение самостоятельно

жизни, его связи с укреплением планировать пути достижения
здоровья и профилактикой вредных целей,

в

том

привычек, о роли и месте физической альтернативные,
культуры в организации здорового выбирать
образа жизни.

числе
осознанно
наиболее

эффективные
решения

способы
учебных

и

познавательных задач;
3) умение соотносить свои
действия

с

результатами,

планируемыми
осуществлять

контроль своей деятельности в
процессе
результата,

достижения
определять

способы действий в рамках
предложенных
требований,

условий

и

корректировать

свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

Тема 6.

Учащийся должен уметь:

Волейбол

способность
трудности,

Учащийся должен уметь:

преодолевать

1)

умение

учебные правильность

выполнять

оценивать
выполнения

задания по технической и физической учебной задачи, собственные
возможности её решения;

подготовке в полном объеме;
способность

организовывать

2)

владение

самостоятельные занятия физической самоконтроля,
культурой

разной

обеспечивать

направленности, принятия

безопасность

самооценки,
решений

мест осуществления

занятий, спортивного инвентаря и выбора

и

осознанного

в

учебной

и

познавательной деятельности;

оборудования, спортивной одежды;
способность

основами

самостоятельно

3)

умение

определять

организовывать и проводить занятия понятия, создавать обобщения,
профессионально-прикладной

устанавливать

аналогии,

физической подготовкой, подбирать классифицировать,
физические
зависимости
ориентации

упражнения

в самостоятельно

индивидуальной основания

от
на

и

выбирать
критерии

для

будущую классификации, устанавливать

профессиональную деятельность.

причинно-следственные связи,
строить
рассуждение,

логическое
умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
Личностные результаты обучения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются,
прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной
(физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в

умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности
и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий

и

профессиональных

предпочтений,

с

учётом

устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4)

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни в пределах

возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

общении

и

собственным поступкам;
7)

формирование

коммуникативной

компетентности

в

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
9)

формирование

основ

экологической

культуры

соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности

в

жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.

Уровень физической подготовки
5 класс

Контрольные

Уровень

упражнения

высокий

средний

низкий

Мальчики
Подтягивание (в

высокий

средний

низкий

Девочки

6

4

1

19

10

4

Наклон вперед

10

6

2

15

8

4

Бег 60 м с высокого

10.0

10.6

11.2

10.4

10.8

11.4

висе-м, лежа-д) ,
кол-во раз

старта, с
Бег 2000 м, мин. с

Без учета времени

Ходьба на лыжах 1

8.00

8.30

9.00

8.30

9.00

9.30

8,5

9,3

9,7

8,9

9,7

10,1

195

160

140

185

150

130

км, мин. с
Челночный бег
3х10м
Прыжки в длину с
места

6 класс
Контрольные

высокий

упражнения
Подтягивание
(в

средни

низкий

высокий

средний

й
Мальчики
7

низки
й

4

1

Девочки
20

11

4

висе-м,

лежа-д) , колНаклон вперед
во
Беграз
60 м с

10
9.8

6
10.4

2
11.1

16
10.3

9
10.6

5
11.2

высокого старта,
Бег 1500 м, мин. с
с
Ходьба на

7.30
14.00

7.50
14.30

8.10
15.00

8.00
14.30

8.20
15.00

8.40
15.30

8,3

9,0

9,3

8,8

9,6

10,0

200

165

145

190

155

135

лыжах 2 км,
Челночный
мин. с
бег 3х10м
Прыжки в
длину с места

7 класс

Контрольн
ые
упражнени
Подтягивание
я
(в
висе-м,

Уровень
высокий
средний
Мальчики
8
5

низкий

средний

низки

1

высокий
Девочки
19

12

й
5

18
9.8

10
10.4

6
11.2

7.30
14.00

8.00
14.30

8.30
15.00

лежа-д) , колНаклон вперед
во
Беграз
60 м с

9
9.4

5
10.2

2
11.0

высокого старта,
Бег 1500 м, мин. с
сХодьба на

7.00
13.00

7.30
14.00

8.00
14.30

8,3

9,0

9,3

8,7

9,5

10,0

205

170

150

200

160

140

лыжах 2 км,
Челночный
мин. с
бег 3х10м
Прыжки в
длину с места

8 класс

Контрольны
е
упражнения
Подтягивание

Уровень
высокий
Мальчики
9

средний

низкий

6

2

высокий
Девочки
18

средний

низкий

10

6

(в висе-м, лежад) , кол-во раз
Наклон вперед
Бег 60 м с

11
8.8

7
9.7

3
10.5

20
9.7

12
10.2

7
10.7

высокого старта, с
Бег 2000 м, мин. с
Ходьба на лыжах

10.00
16.00

10.40
17.00

11.40
18.00

11.00
18.00

12.40
19.00

13.50
20.00

8.7

9.0

8.6

9.4

9.9

180

160

200

160

145

мальчики

девочки

3 км, мин. с
Челночный
бег 3х10м
Прыжки в длину

8.0
210

с места

9 класс

Физическ
ие
скоростные
способнос
силовые
ти

Физические упражнения
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
Прыжок в длину с места, см
Лазание по канату на расстояние 6 м, с
Поднимание туловища лежа на спине, руки
за головой, количество раз
Подтягивание на перекладине

выносливость
координация

(высокая-

ю, низкая-д),количество раз
Бег 2000 м, мин
Последовательное выполнение пяти кувырков, с
Броски малого мяча в стандартную мишень, м

9.2
180
12
40

10.0
155
30

4

10

10.50
10.0
12.0

12.20
14.0
10.0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».