Рабочая программа по ОДНКНР 7 кл

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная
школа с.Ишемгул муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрена и принято на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла»
Руководитель МО_________
Протокол № 1 от «25» августа

«Согласована»
Заместитель директора по УВР
________ /Аминев Ф.Ф./

«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ с Ишемгул
_____________/Тулибаев А.М./

«28 » августа 2023г.

Приказ № 86
от «28 » августа 2023 г.

/Латыпова М.Д./
2023г.

02-20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
МАСЯГУТОВОЙ ГУЛЬГЕНЫ РАИСОВНЫ
ПО «ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
 Основная общеобразовательная программа ФГОС ООО МОБУ СОШ с.Ишемгул
 ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой
деятельности человека;
- осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества;
- охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый компонент в самостоятельной
ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров;
- показать необходимость общечеловеческих идеалов в личностном духовно – нравственном пространстве;
- уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.
Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями
нравст-венного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными
заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.

2.
Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к
государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности,
религии.
3.
Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических
традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России,
имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.
4.
Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания,
через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через
повышение статуса социальной работы.
5.
Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека;
раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
6.
Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма,
бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании –
независимости от греха).
7.
Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными
верованиями и убеждениями.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Рабочая программа ориентирована на морально – нравственные нормы и духовные ценности Европейской цивилизации. Умения
понимать и уважать общечеловеческие ценности, актуальность человеческого опыта для современного социума и его проблем,
личностного становления при определении значимости смысла и целей в собственной жизни. Выявлять причинно-следственные связи
между духовно-нравственной сферой и деятельностью личности, общества, в социальном пространстве больших и малых, формальных
и неформальных группах. Определять главные факторы развития общества и их неотъемлемую связь с уровнем духовности и
нравственности.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) является логическим продолжением
учебного предмета основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ) начальной школы и проводятся в 5-х, 6-х, 7-х классах
в объеме 1 часа в неделю (Письмо Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761),.
Программа предназначена для учащихся 7 классов, 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОДНКНР».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:
Обучающиеся научатся:
- систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России;

- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура,
быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный
этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз
культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе
исторического развития страны;
- сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и
Запада;
- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовно-нравственной культуре нашей страны;
- объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали
уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого
многонационального народа Российской федерации
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных
странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности;
- применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры в современных условиях.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИЗУЧАЕМОГО
КУРСА
Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и многоаспектностью.
Уровень образованности учащихся 7 классов определяется:

• достижениями в овладении знаниями и умениями по учебному предмету;
• развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);
• готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития процессов самопознания и соблюдения нравственных норм;
• результативностью участия в олимпиадах и конкурсах;
• уровнем сформированности исследовательской культуры (результаты работы над проектами, реферативным исследованием).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса осуществляется на основе Положения об осуществления
текущей и промежуточной аттестации, перевода обучающихся, соответствующие права, обязанности и ответственность участников
образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС, предметом оценивания могут являться только предметные и
метапредметные результаты, личностные не являются предметом персонифицированной оценки, но могут быть исследованы в ходе
неперсонифицированного мониторинга для дальнейшей корректировки образовательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» 7 класс
МОДУЛЬ «Я И МОЙ НАРОД»
Модуль позволяет в наибольшей степени использовать обширный культурологический материал, состоящий из
разноплановых элементов национальных культур: язык, история, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство,
фольклор и т.д. Учебные занятия и внеклассные мероприятия в рамках данного модуля следует проводить как максимально яркие,
запоминающиеся и наполненные деятельностью события, личностно значимые для каждого учащегося и педагога. Здесь особенно
уместны познавательные экскурсии, походы, выполнение проектов. Учащиеся могут совместно отмечать традиционные
праздники и памятные даты, участвовать в восстановлении памятников культуры, проявлять свои способности в разных областях
художественного
творчества,
исполнительского
искусства,
то
есть, заниматься разнообразными полезными видами
культуротворческой и культуроохраннной деятельности.
Главная воспитательная задача – формирование культурной идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и
культуре своего народа в единстве с культурами других народов многонациональной страны является неотъемлемой частью общей
социальной идентичности человека, наряду с гражданской идентичностью и интеграция ценностей этнокультур народов России,
диалога культур и терпимости.
Содержание модуля представлено двумя частями: «Россия - многонациональная страна» и «Культура моего народа».
В результате изучения модуля обучающийся научится:

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о различных явлениях культуры;
- описывать явления духовной, в том числе традиционной культуры, понимать язык и особенности этой культуры, понимать
необходимость ее сохранения;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- анализировать и объяснять роль традиционной культуры в истории и в современной жизни;
- находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из источников различного типа;
- описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в истории и в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать явления массовой культуры;
- выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного общества, прежде всего в молодежной
среде, и активно противостоять им; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное
правильное поведение в этой сфере.

Содержание рабочей программы.
ЧАСТЬ 1 «Россия - многонациональная страна»
Тема 1. Россия – многонациональная страна (2 часа)
Постановка проблемы: Как соотносятся друг с другом понятия народ, нация, народность?
Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на территории нашей страны.
Расселение коренных народов на карте России, их численность, субъектность.
ЧАСТЬ 2 «Культура – моего народа»
Тема 2. Роль религии в жизни человека и общества (5 часов)
Постановка проблемы: Какими должны быть взаимоотношения людей, придерживающихся разных религиозных и внерелигиозных
взглядов? Роль традиционных религий в развитии культур народов России.
Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях.
Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России.
Принцип «свободы совести». Что такое «стереотип»?

Опасности и недопустимость «стереотипного» отношения к носителям тех или иных культур.
Тема 3. Традиционные религиозные культуры в России (2 часа)
Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране?
Обзор основных традиционных религиозных культур России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской.
Особенности и роль основных традиционных религиозных культур в истории России.
Тема 4. Историческая судьба моего народа (1 час)
Постановка проблемы: Каково место моего народа в сложении многонационального единства всех народов России?
Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа.
Тема 5. Традиции моего народа (10 часов)
Постановка проблемы: В чем состоит своеобразие традиционной культуры моего народа?
Календарный цикл праздников и памятных дат моего народа.
Религиозные праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл.
Какие календарные даты отмечают представители моего народа, как и когда встречают Новый год, весну, лето и т.д., как обставляют
рождение и взросление ребенка, заключение брака, старость и смерть человека.
Здоровый образ жизни в моей национальной культуре.
Закаливание, физические упражнения в национальных традициях.
Национальная кухня и ее традиции.
Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре.
Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.
Традиции общения, добрососедства и гостеприимства.
Национальный характер и его проявление в различных ситуациях.
Тема 6. Язык традиционной культуры (5 часов)
Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не понимают языка своей традиционной культуры и как
научиться его понимать?
Особенности языка народного искусства.
Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве
народа.
Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России.
Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном искусстве (музыка, литература, изобразительное
искусство, театр…).

Традиционная культура как база, основа развития современной культуры.
Тема 7. Герои, памятники и святыни моего народа (4 часа)
Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и святыни моего народа?
Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его исторической памяти.
Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления
национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России.
Тема 8. Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и ксенофобией (2 часа)
Постановка проблемы: Чем отличаются национализм, экстремизм и ксенофобия от естественного чувства любви и уважения к
своему народу?
Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.
Способы противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОДНКНР»
в 7 классе по программе 1 час в неделю /34 часа в год/

Тема
Введение

Количество
часов
1

Дата
по плану

Дата
по факту

04.09

Характеристика
основных видов
деятельности
Выполнять
практические
анализу
Формировать
читательскую
грамотность,
осмысленное
поиск
и
информации
источников.

Цифровые ресурсы

несложные Инфоурок, Якласс,
задания по http://school-collection.edu.ru,
ситуаций.
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
через http://ndce.edu.ru.
прочтение,
анализ
из разных

В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
4

Величие
многонациональной
культуры России.

1

11.09

Язык
многонациональной
культуры.

1

18.09

Объяснять, как
соотносятся друг с
другом понятия народ,
нация, народность? Что
значит
многонациональное
государство.
Называть особенности и
различия культур в
языках, верованиях,
традициях.
Общие исторические,

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

культурные, языковые,
религиозные особенности
у разных народов России.
Роль религии в
жизни человека.

Вклад религии в
развитие культуры
России.

1

25.09

1

02.10

Объяснять какими
должны быть
взаимоотношения людей,
придерживающихся
разных религиозных и
внерелигиозных
взглядов? Н а з ы в а т ь
роль традиционных
религий в развитии
культур народов России.
Характеризовать
основные традиционные
религиозные культуры
России: христианской
православной,
исламской, буддийской,
иудейской.
Называть особенности и
роль основных
традиционных
религиозных культур в
истории России.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

12

Законы
нравственности – часть
культуры общества
государства.

1

09.10

1

16.10

Интересы, склонности, 1
убеждения человека.

23.10

Взгляды человека на
мир.

Защита творческих
работ и проектов.

1

13.11

Восприятие и
оценка информации,
представленной в рассказе
учителя «Что такое
этика?».
Учебный диалог:
обсуждение высказывания
Аристотеля об этике.
Характеризовать
элементы составляющие
внутренний мир личности.
Выполнять
несложные
практические
задания,
основанные на ситуациях,
связанных
с
деятельностью человека;
Формировать
определения: духовность,
внутренняя и внешняя
культура личности.
Выполнять
несложные
практические
задания,
основанные на ситуациях,
связанных
с
деятельностью человека;
Оценивать роль
деятельности в жизни
человека и общества
Представление и защита
презентации.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,

Культура человека и
его образованность.

Влияние характера
личности на её вклад
в культуру.

1

1

20.11

27.109

Формировать
определения: духовность,
внутренняя и внешняя
культура личности.
Выполнять
несложные
практические
задания,
основанные на ситуациях,
связанных
с
деятельностью человека;
Оценивать роль
деятельности в жизни
человека и общества
На конкретных примерах
изучить вклад людей в
развитие Тихвинского
края. Совершенствовать
умение работать с
текстом, формирование
читательской
грамотности, развитие
монологической речи,
умения делать сообщения,
высказывать свое мнение,
анализировать материал
делать выводы, заполнять
буклет. На
положительных примерах
известных земляков и
духовных деятелей
воспитывать

http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Культура поведения
человека в
мультикультурном
обществе.

Культура поведения.
Верность, героизм,
патриотизм.
Герои Отечества –
наши земляки.

1

1

04.12

11.12

уважительное отношение
к труду и людям
совершивших вклад в
развитии города и района
Объяснять, чем
отличаются национализм,
экстремизм и ксенофобия
от естественного чувства
любви и уважения к
своему народу?
Причины возникновения
национализма,
экстремизма и
ксенофобии в
молодежной среде.
Способы
противодействия
влиянию тоталитарных
религиозных культов и
террористических
организаций на молодежь
Отражение героического
прошлого в эпосе моего
народа как основа его
исторической памяти.
Важнейшие памятники
истории, культуры и
религии моего народа,
народные святыни как
духовный источник

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

становления
национального характера
и составная часть
общекультурного
наследия всех народов
России.
Семья хранитель
нравственных и
духовных ценностей.

1

18.12

Называть типы семейных
отношении, виды семей.
семейные ценности и
нормы.
Выполнять
несложные
практические задания по
анализу
ситуаций.
Формировать
читательскую
грамотность,
через
осмысленное прочтение,
поиск
и
анализ
информации из разных
источников.

Культура поведения
и этикет народов
России.

1

25.12

Выполнять
практические
анализу
Формировать
читательскую
грамотность,
осмысленное
поиск
и
информации
источников.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

несложные Инфоурок, Якласс,
задания по http://school-collection.edu.ru,
ситуаций.
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
через http://ndce.edu.ru.
прочтение,
анализ
из разных

Защита проектов и
творческих работ.

1

15.01

Представление и защита
презентации.

Обобщение по
разделу
«Нравственные
ценности
российского народа»

1

22.01

Повторение и обобщение
в форме викторины,
круглого стола.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ МНОГОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ.
16

Объединяющие
основы и ценности
национальных
культур народов
России.

1

29.01

Объяснять каково место
моего народа в
сложении
многонационального
единства всех народов
России?
Происхождение,
важнейшие этапы
истории, культура и
религия моего народа.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Традиции и обычаи
русского народа.

1

05.02

Характеризовать
своеобразие
традиционной культуры

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo

Особенности
1
менталитета русского
народа.

народа.

g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

12.02

Характеризовать
особенности быта и
устройство дома в моей
национальной культуре.
Особенности ведения
домашнего хозяйства
(село и город). Домашняя
утварь и ее ритуальный
смысл.
Традиции общения,
добрососедства и
гостеприимства.
Национальный характер и
его проявление в
различных ситуациях.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Традиции и обычаи
народов Поволжья
(татар, башкир)

1

19.02

Характеризовать
своеобразие
традиционной культуры
народов Поволжья.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Особенности
менталитета
Поволжья.

1

26.02

Характеризовать
национальный характер и
его проявление в
различных ситуациях.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,

Традиции и обычаи
народов Северного
Кавказа.

1

04.03

Характеризовать
своеобразие
традиционной культуры
народов Северного
Кавказа.

Особенности
менталитета народов
Северного Кавказа.

1

11.03

Характеризовать
национальный характер и
его проявление в
различных ситуациях.

Особенности
культуры народов
Закавказья

1

18.03

Характеризовать
своеобразие
традиционной культуры
народов Закавказья.

Традиции и обычаи
народов Сибири.

1

01.04

Характеризовать
своеобразие
традиционной культуры
народов Сибири.

Особенности
1
менталитета народов
Сибири

08.04

Характеризовать
национальный характер и
его проявление в
различных ситуациях.
ситуациях.

http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Традиции и обычаи
малых народов.

1

15.04

Характеризовать
своеобразие
традиционной культуры
малых народов.

Особенности
менталитета малых
народов России.

1

22.04

Характеризовать
национальный характер и
его проявление в
различных ситуациях.

Традиции и обычаи
украинского и
белорусского
народов.

1

29.04

Характеризовать
своеобразие
традиционной культуры
народов Украины и
Белоруссии.

Защита творческих
работ и проектов.

1

06.05

Представление и защита
презентации.

День Победы в
истории народов
России.

1

13.05

Обсуждение фильма,
ответы на вопросы,
круглый стол.

Защита творческих
работ и проектов.

1

20.05

Представление и защита
презентации.

Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,

Повторение.
Интеллектуальная
игра «Культура
народов России».

1

21.05

Досугово-развлекательная
деятельность в
модельных и реальных
ситуациях выделять
сущностные
характеристики и
основные виды
деятельности людей,
объяснять основы
духовной, нравственной
жизни. Повторение и
обобщение в форме
викторины, круглого
стола.

http://ndce.edu.ru.
Инфоурок, Якласс,
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalo
g.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.

Учебно-методическое обеспечение.
1. Астахов, С. В. Духовность в современной школе / С. В. Астахов / Начальная школа: плюс до и после. - 2011, № 1. С. 91-95.
2. Гликман, И. 3. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. 3. Гликман // Народное образование, 2010, № 5. С. 259263.
3. Губанова, Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е. В. Губанова. Ю. Б. Пушнова //
Воспитание школьников. 2011. - № 5. С. 8-13.
4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я.
Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с. («Стандарты второго поколения») // Народное
образование. - 2010. - № 1. - С. 39-49
5. Доценко, Э. Е. Об особенностях нравственной воспитанности учащихся в инновационных образовательных учреждениях [Текст]
/ Э. Е. Доценко, Л. А. Мокрецова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - № 1.-С. 36-43.
6. Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения [Текст] / К. Зелинский // Воспитательная работа
в школе. - 2008. - № 5. - С. 19-27.
7. Колупанова, Ю. В. Взаимодействие образовательного учреждения и музея в духовно-нравственном и патриотическом воспитании
подрастающего / Ю. В. Колупанова // Начальная школа: плюс до и после.-2012.-№ 1.-С. 17-20.

8.Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
9.Камкин А.В. Истоки. Слово и Образ России. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. М., Издательский
дом «Истоки», 2006.
10.Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. М., Издательский дом «Истоки», 2006.
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.
Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
12. Козлов М.В., Кравчук В.В., Элбакян Е.С., Религиозные культуры народов России Издательство «Просвещение», 2021.
13. Кузьмин, И. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки»/ И.
Кузьмин, А. Камкин // Воспитательная работа в школе. - 2008. № 4 - С. 19-26.
14. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных
ориентации школьников / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. -№5.-С. 60-63.
15. Любимов, Л. Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе / Л. Л. Любимов // Психологическая наука и образование. 2010. - № 2. - С. 109-124.
16. Письмо Минобрнауки РФ «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» от 25.05.2015 № 08-761 [Электронный ресурс].
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 № 253.
18. Сгратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии»).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки от
17 декабря 2010 г. № 1897)
Интернет ресурсы.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - обществознание

http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации

http://www.rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации)

http:www.pedlib.ru – сайт «Управление настроением. Педагогическая библиотека»

http://mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».