РП Функциональная грамотность 1-4 классы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная
школа с.Ишемгул муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Рассмотрена»

«Согласована»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МОБУ СОШ с Ишемгул

________
_________

/Аминев Ф.Ф./

_____________/Тулибаев А.М./

/Масягутова Г.Р./
«28 » августа 2023г.

Протокол № 1от«25»августа

Приказ № 86

2023г.

от «28 » августа 2023 г.

02-20
Рабочая программа внеурочной деятельности
по основам функциональной грамотности для 1-4 класса
«Читаем, считаем, наблюдаем»
программа
в рамках ФГОС для 3 класса
на 2023-2024 год

Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 1-4 класса «Читаем, считаем,
наблюдаем»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 1-4 класса «Читаем, считаем,
наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально
грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и
навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В
начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого
есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и
самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их
самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной
среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность,
читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в
реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 класс - 33 часа
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа,

4 класс - 34 часа,
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в
современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний
и возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности
определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления; воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности
использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное
чтение» и др.;

воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;


учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть
им полезным.


Формы и методы работы
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные
гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных
задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными
изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое
использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с
содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к
литературным произведениям; опыты по естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода:
исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций.
Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются
работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:






оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных
взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных
действий:















определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать
необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать
ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-)
сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные,
эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать
ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;


пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-)
сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные,
эффективные речевые средства.


Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь
стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и
самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно
выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью, способны: использовать естественно -научные
знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые
высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в
окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке
математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы
решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать
результаты решения.
Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические
термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о
различных банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев
прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их
значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль,
банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и
апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение
Тематическое планирование 1 класс
№

Тема

Предмет

Формируемые умения

изучения
1

Виталий
Хвосты

Блок «Читательская грамотность»
Бианки. Содержание сказки.
Определять жанр произведения;
Качество:
осторожность,
предусмотрительност
ь.

называть героев сказки;
дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
давать характеристику героям;
определять последовательность событий и рассказывать сказку;
составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
различать научно-познавательный текст и художественный;

2

Русская
народная Содержание
сказка. Тремок
Качество:

определять, чему учит сказка.
сказки. Определять национальную принадлежность сказки по информации в

Дата

выносливость,
упорство

заголовке занятия;
отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
давать характеристику героям сказки;
наблюдать над синонимами как близкими по значению
словами (без введения понятия);
делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными
из научно-познавательного текста;
устанавливать истинность и ложность высказываний;
подбирать из текста слова на заданную тему;
определять, чему можно научиться у героя сказки;

3

Владимир
Сутеев. Умелые руки

Содержание
Качество:
трудолюбие.

Строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
сказки. Давать характеристику героям;
дополнять предложения на основе сведений из текста;
определять последовательность событий и рассказывать сказку;
составлять вопросы по содержанию сказки;

4

Геннадий Цыферов.
Петушок и солнышко

Содержание
Качество:
вежливость,
признавать

на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать
верные высказывания.
сказки. Определять вид сказки;
умение называть героев сказки, находить среди них главного героя;
свои

ошибки

определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на
текст);
определять последовательность событий сказки;
находить необходимую информацию в тексте;
определять, на какие
прочитанного текста;

вопросы

можно

получить

ответы

из

соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями
собственной жизни, давать им оценку;
объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной
сказкой;
строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей;
определять, чему учит сказка.

5

Русская сказка.
Петушок и бобовое
зернышко

Содержание сказки. Определять лексическое значение слова;
Дружба, жадность.
анализировать содержание текста и составлять план;
определять по рисунку содержание отрывка из текста;
давать характеристику героям;
понимать, чему учит сказка;
составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Русская сказка. Каша
из топора

Содержание сказки.
Качество: смекалка, Определять жанр произведения;
находчивость,

хитрость, глупость

называть героев сказки;
выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
давать характеристику персонажам сказки;
наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой
на текст;
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
определять, на какие вопросы можно получить
прочитанного текста, находить ответы в тексте;

ответы

из

строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной
сказкой.

7

Русская народная
сказка.
Лиса и журавль

Содержание сказки. Давать характеристику героям;
Качество: смекалка,
находчивость,
определять по рисунку содержание отрывка из текста;
хитрость, глупость.
располагать в правильной последовательности предложения для
составления отзыва на прочитанное произведение;
соединять части предложений;
задавать вопросы к тексту сказки;
объяснять главную мысль сказки;

8

Евгений Пермяк.
Торопливый ножик

дополнять отзыв на прочитанное произведение.
Содержание сказки. определять жанр произведения;
Семейные ценности.

называть героев;
находить в тексте образные сравнения;
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
определять, на какие вопросы можно получить ответы из
Блок «Математическая грамотность»
9
Русская народная
сказка.

определять количество предметов при счёте;
составлять и решать выражения с ответом 3;

Курочка Ряба

10

Русская народная
сказка.

Счёт
предметов,
составление
и решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
решение выражений,
задачи.
соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

определять количество предметов при счёте;
составлять и решать выражения с ответом 5;

Колобок
решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

11

Русская народная
сказка.

Счёт
предметов, соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
составление
и
решение выражений, решать задачу в два действия.
задачи.
определят порядковый номер предметов
Многоугольники
раскладывать число 6 на два слагаемых;
отвечать на вопросы на основе условия задачи;

Репка
анализировать данные и отвечать на вопросы;
Состав
числа
6, анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
анализ данных и
ответы на вопросы.
работать в группе.

12

Русская народная
сказка.
Волк и семеро козлят

Счёт
предметов, определять количество предметов при счёте;
составление
и
решение выражений, образовывать число 7,8;
задачи. Ломаная.
составлять и решать выражения с ответом 7 и 8;
решать задачу в два действия;
находить остаток числа;

13

Русская народная
сказка. Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка

соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую
фигуру - ломаную.
Состав
числа
9, раскладывать число 9 на два слагаемых;
анализ данных и
ответы на вопросы.
отвечать на вопросы на основе условия задачи;
анализировать данные и отвечать на вопросы;
анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
работать в группе.

14

Русская народная
сказка. Три медведя.

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых
Разложение числа 10 больше другого;
на
два
и
три
слагаемых.
раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
раскладывать число 10 на три слагаемых;
раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

15

Русская народная
сказка. Лиса и волк

Задачи
на
нахождение части.
раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

Состав числа 12.

решать задачи на нахождение части числа:
читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по
самостоятельно выполненным подсчётам;
практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора
круговой диаграммы;
сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;

16

Русская народная
сказка. Два жадных
медвежонка

находить прямоугольники на рисунке.
Задачи
на решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на
нахождение суммы.
несколько единиц;
Состав чисел второго читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по
десятка.
самостоятельно выполненным подсчётам;
раскладывать числа первого и второго десятка на несколько
слагаемых;
читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
- понятия цена, товар, стоимость, спрос;
Деньги, цена, услуги,
товар.

17

18

К. Чуковский. Муха
Цокртуха.
К. Чуковский. Муха
Цокртуха.

Деньги, цена, услуги, наблюдать над понятиями: товар и услуга;
товар.
определять необходимые продукты и их цены;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

19

А. Толской.
Приключение

работать в группе.
Цена,
стоимость, наблюдать над различием цены и стоимости;
сдача, сбережения.

Буратино

определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
определять стоимость покупки;
анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

20

А. Толской.
Приключение
Буратино

объяснять смысл пословиц.
Карманные деньги, наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка,
необходимая
желаемая покупка;
покупка,
желаемая
покупка.
выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
рассуждать о правильности принятого решения;

21

С. Михалков.
Как мужик корову
продавал

Реклама.

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных
действий по решению учебной задачи.
Наблюдать над понятием «реклама»;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
анализировать представленную информацию и выбирать надпись для
магазина;
делать выбор на основе предложенной информации;

22

Лесной банк

называть различные виды рекламы.
Банк,
финансы, Наблюдать над понятием «банк»;
банковские услуги,
работники банка.
объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её
основе делать соответствующие выводы:

23

Русская народная
сказка. Вершки и
корешки

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Мошенник, сделка,
доход,
выручка, Наблюдать над понятием «сделка»;
прибыль,
продажа

оптом.

объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
понимать, почему оптом можно купить дешевле;
выбирать товары для покупки на определенную сумму;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

24

Русская народная
сказка. Лисичка со
скалочкой

Услуга,
равноценный обмен, различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием
бартер.
«равноценный обмен»;
объяснять, что такое бартер;
формулировать правила обмена;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

25

Русская народная
сказка. Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка

Блок «Естественно-научная грамотность»
Вода, свойства воды. наблюдать над свойством воды - прозрачность;
определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода
смешана с сахаром;
определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой
поверхности;
использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

26

Пятачок, Винни- Пух
и воздушный шарик

Воздушный
воздух.

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
шарик, доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;
показывать, что шарик можно наполнять водой;

объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и
соды;
рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности
воды;
объяснять, почему шарик не тонет в воде;
рассказывать, в каком случае шарик может летать;

27

Про репку и другие
корнеплоды

Корнеплоды.

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть
существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

их

осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;

28

Плывёт, плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
определять плавучесть металлических предметов;
объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
объяснять, почему случаются кораблекрушения;
объяснять, что такое ватерлиния;
определять направление ветра.
Объяснять, что такое снег и лёд;

29
Три состояния воды.
Снегурочка

объяснять, почему в морозный день снег под ногами
скрипит;

наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
наблюдать над формой и строением снежинок;
составлять кластер;
проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;
высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений.

30

Как делили апельсин

Апельсин,
объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него
плавучесть, эфирные сока из цедры апельсина;
масла из апельсина.
объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
определять в каком из апельсинов больше сока;
познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

31

Крошка
Енот и
Тот, кто сидит в
пруду

проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты
опытов.
Зеркало, отражение, объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
калейдоскоп.
определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,
наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых
металлических предметах;
наблюдать многократность отражений;
проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты

опытов;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3233

Иванова соль

Соль, свойства соли.

наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и
песка;
составлять связное речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;
представлять результаты исследовательской деятельности в различных
формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное
высказывание;
анализировать условия проведения опыта и проводить опыт,
аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные
результаты опытов;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

2класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление
текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических
фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Тематическое планирование 2 класс
№

Тема

Предмет

Формируемые умения

изучения
1

Михаил Пришвин.
Беличья па
мять

2

3

Про беличьи запасы

Беличьи деньги

Различия научно
познавательного
и
художественного
текстов.

Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач.

Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.









Определять жанр, тему, героев произведения;
объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
озаглавливать прочитанный текст;
находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
давать характеристику герою произведения;
различать научно-познавательный текст и художественный; находить
их сходство и различия.






Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
объяснять графические модели при решении задач;
анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;



Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка»,
«деньги»;
понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и
«копейка»;
находить у монеты аверс и реверс;
выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
готовить небольшое сообщение на заданную тему.






4

Про белочку и погоду

Наблюдения за
погодой.



Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода»,
«облачность»;

Дата






5

И. Соколов- Микитов.
В берлоге

6

Медвежье потомство

Содержание
рассказа.
Определять жанр, тему, героев произведения;
Отличия
художественного
 объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
, научно
 отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
познавательного
 составлять вопросы по содержанию текста для
и газетного
стилей.
готовых ответов;

Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические
задачи.




определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
разгадывать ребусы;



устанавливать логические связи.



Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном
и неявном виде;
дополнять недостающие на диаграмме данные;
отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и
ложность;
выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
решать логические задачи на практическое деление;
находить периметр треугольника;
строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.









7

Повреждённые и
фальшивые деньги

объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
работать с таблицами наблюдений за погодой;
высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений;
работать в парах.

Наличные
деньги, средства
защиты
бумажных денег,
повреждённые
деньги.





Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое
фальшивые и поврежденные деньги;
знать правила использования поврежденных денег;
находить и показывать средства защиты на рос-

сийских банкнотах;

8

Лесные сладкоежки

Медонос,
настоящий и
искусственный
мёд



находить необходимую информацию в тексте;



отвечать на вопросы на основе полученной информации.








Проводить несложные опыты с мёдом;
определять последовательность действий при проведении опытов;
делать выводы по результатам опытов;
различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;
анализировать данные таблицы;
строить логические рассуждения и оформлять их в устной и
письменной речи;
иметь представление о лечебных свойствах мёда.



9

10

Лев Толстой. Зайцы

Про зайчат и зайчиху

Содержание
 Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
 определение лексического значения слова;
рассказа.
Сравнение
 находить необходимую информацию в тексте;
научно
 определять объект на рисунке с помощью подсказки;
познавательного
 определять последовательность действий, описанных в рассказе;
и
художественного различать художественный и научно- познавательный текст;
текстов.
 сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие
сведения;
 определять по высказываниям информацию, полученную из текста;

Единицы
измерения
времени: сутки,
часы. Сложение
в пределах 100.
Логические
задачи.
Диаграмма.



строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.




Определять количество часов в сутках;
находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух
слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
решать логические задачи по данному условию;
составлять элементарную диаграмму.





11

Банковская карта

Банковская
карта.







12

Про Зайчишку и
овощи

Морковь,
огурец, помидор,
свёкла, капуста

13

Николай Сладков.
Весёлая игра

Содержание
рассказа

14

Лисьи забавы

Решение
логических задач
с помощью
таблицы;
столбчатая
диаграмма,
чертёж.

Давать характеристику наличным деньгам;
рассказывать о дебетовой банковской карте;
объяснять, что обозначают надписи на карте;
объяснять, как производить покупку в магазине;
объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
рассказывать о кредитной банковской карте.

- Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;




выделять среди овощей корнеплоды;
проводить опыт по проращиванию моркови;
определять цвет сока овощей опытным путём;

сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
 Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
 понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов
на вопросы по содержанию прочитанного текста;
 объяснять лексическое значение слов и выражений;
 устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или
опровергая их с помощью цитат;
 составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.






Определять дату по календарю;
находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
записывать краткую запись и решение задач;
решать логические задачи с помощью таблицы;
анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме,
дополнять недостающие в диа-

грамме данные;


составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным

столбчатой диаграммы;

15

16

17

Безопасность денег на
банковской карте

Лисьи норы

Обыкновенные кроты



читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в
соответствии с данными задачи.

Правила
безопасности
при
использовании
банковских карт.



Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и
оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;
находить необходимую информацию в тексте задания;
формулировать правила безопасности при использовании банковских
карт.

Устройство
лисьей норы,
свойства лесной
земли, песка и
глины, состав
почвы.
Содержание
научнопознавате
льного текста.










Иметь представление об устройстве лисьих нор;
проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли,
песка и глины, состава почвы;
делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.





Определять тип текста;
составлять описание крота на основе прочитанного текста;
разгадывать ребусы и соотносить слова

ассоциации;


18

Про крота

Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи.
Диаграмма.






соединять линиями части предложений и определять их
последовательность в тексте;
объяснять значение слова;
составлять вопросы по предложенным предложениям;
находить синонимы к предложенному слову;
писать сочинение-рассуждение по заданной теме;



определять название раздела, в котором может быть размещён текст.







Решать задачи логического характера;
решать задачи с использованием данных таблицы;
решать задачи на основе данных диаграммы;
решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
определять цвета геометрических фигур на основе верных
высказываний.

19

Про кредиты

Кредит.
Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит
наличными.







Объяснять, что такое «кредит»;
определять виды кредитов;
понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
определять сумму переплаты по кредиту;
определять, какой кредит наиболее выгоден банку

по срокам его оплаты;

20

21

Корень - часть
растения

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

22

Корень. Виды
корневых
систем.
Видоизменённые
корни.

Содержание
художественного
текста.

Про ежа
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия



- определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам
его оплаты







Называть части цветочных растений;
объяснять, для чего растению корень;
доказывать, что рост растения начинается с корня;
называть виды корневых систем;
называть видоизменённые корни.



Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный
художественный текст;
определение лексического значения слова;
находить необходимую информацию в тексте;
находить в тексте предложение по заданному вопросу;
разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
определять главную мысль текста;
определять, чему учит текст;
строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.









- Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами
и читать название насекомого;





определять время с помощью скорости и расстояния;
определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и
записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в
круговую диаграмму;
отвечать на вопросы на основе полученных данных;

месяцев.




определять последовательность маршрута на основе схемы;
записывать слова с помощью кода;

называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

23

24

25

Про вклады

Занимательные
особенности яблока

Полевой хомяк

Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.

Яблоко, свойства
яблока.

Содержание
научно
познавательного
текста.







Давать определение вклада;
называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
объяснять, почему банки выплачивают проценты.







Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии
разреза соком лимона не темнеет;
объяснять, почему яблоко плавает;
объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
находить на срезе яблока рисунок звезды.








Определять вид текста;
составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
дополнять описание хомяка на основе рисунка;
придумывать сравнения;
составлять вопросы по данным предложениям;
отвечать на вопросы на основе полученных сведений;

26

Про полевого хомяка

27

Ловушки для денег

28

Про хомяка и его
запасы





разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
определять сведения, которые удивили;
составлять план при подготовке к сообщению.

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольник
и.
Доходы,
расходы,
прибыль,
дефицит,
профицит.






Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с
буквами и читать название животного;
строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь
выбран правильно;
записывать именованные числа в порядке возрастания;
строить четырёхугольники по заданному условию.







Определять доходы, расходы и прибыль;
отличать желаемые покупки от необходимых;
рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
объяснять, что такое дефицит и профицит;
рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

Горох, свойства
прорастания
гороха.




Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание
семян;
объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время,
проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание
семян;
определять правильную последовательность прорастания семян гороха.











29

Про бобров

Содержание
текста, текстописание.









30

Бобры- строители

Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.









31

32

33

Такие разные деньги

Материал для плотин

Позвоночные
животные

Определять тип текста, его тему;
находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его
лексическое значение;
находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые
можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию прочитанного;
сравнивать тексты;
определять сведения, которые удивили;
составлять речевое высказывание в письменной форме.
Иметь представление о диаметре окружности;
анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её
заполнения;
находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину
окружности;
заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
работать с чертежом;
решать логические задачи.

Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.




Строение
древесины
дерева,
определение
возраста дерева.






Иметь представление о составе древесины
проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных
пород деревьев;
делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии,
млекопитающие.







Называть группы позвоночных животных;
называть признаки пяти групп позвоночных животных;
определять название животного по описанию;
выбирать признаки земноводного животного;
выбирать утверждения, которые описывают при-




Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к
заданиям;
устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

знаки животного;

34

Встреча друзей




выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого
животного;



рассуждать об открытии, сделанном на занятии.




Находить необходимую информацию в тексте задания;
понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский
вклад», «процент по вкладу»;
анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.




3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на
части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме
человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия,
дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

Тематическое планирование 3 класс
№

Тема

Предмет

Формируемые умения

изучения
1

Про дождевого
червяка

2

Кальций

Бок «Читательская грамотность»
Тип текста.
 Определять тип текста;
Содержание
 дополнять предложение словами из текста;
научно определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
познавательного
 объяснять, почему дождевые черви - это настоящие сокровища,
живущие под землёй;
текста.
 определять на основе теста способ питания дождевых червей;
 находить предложение, соответствующее рисунку;
 выбирать утверждения, соответствующие тексту;
 составлять вопрос по содержанию текста;
 называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в
тексте.
Содержание
научнопознавате
льного текста.










3

Сколько весит
облако?

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста











Работать с кластером;
Дополнять предложение словами из текста;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному
тексту;
составлять предложения по рисунку;
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;

Дата

4

Хлеб - всему го
лова

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста



определять название книг с достоверными сведениями.





Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
записывать пословицы о хлебе;

5

Про мел

Главная мысль
текста.
Содержание
текста.










Заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
соединять части предложений и определять их порядок;
составлять план текста в виде вопросов;
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.

6

Про мыло

Содержание
научнопознавате
льного текста.










Дополнять предложение;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
соединять части предложений и определять их порядок;
находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
находить в тексте предложение по заданному условию;
дополнять текст по заданному условию;
определять даты принятия гербов.

7

История свечи

Содержание
научнопознавате
льного текста.










Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос;
определять слово по его лексическому значению;
называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
составлять вопросы и находить ответы в тексте;
соединять части предложений и определять их порядок;
заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;

8

Магнит

9

Дождевые черви

10

Полезный кальций





называть правила безопасности при использовании свечей;
рассказывать о прочитанном произведе-









Давать определение слова;
дополнять предложение;
находить ответ на поставленный вопрос;
объяснять значение словосочетания;
с помощью текста находить отличия между предметами;
называть предметы, о которых говорится в тексте;
рассказывать о прочитанном произведении.

Содержание
научнопознавате
льного текста.

Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
 Называть части тела дождевого червя;
 объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
 рассказывать, чем питается дождевой червь;
 объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на
поверхность земли;
 наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
 заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
Кальций






Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью опытов, что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
составлять суточное меню с молочными продуктами;

11

12

Про облака

Про хлеб и дрожжи



дописывать вывод о необходимости кальция для организма.







С помощью опыта показывать образование облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков;
определять погоду по облакам.







Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
давать определение слову «дрожжи»;
проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс
брожения;
проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс
брожения;
проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при
брожении;
проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят
от выдержки теста.

Облака

Дрожжи. Хлеб.





13

14

Мел

Чем интересно мыло
и как оно «работает»

Мел

Мыло






Доказывать, что мел не растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел;
доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
определять состав мела;



называть области применения мела.







Называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется пена;
проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает
поверхностное натяжение воды;
исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;



15

17

Про свечи

Волшебный магнит



доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.







Рассказывать о строении свечи;
рассказывать о зонах пламени свечи;
объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
объяснять, почему происходит возгорание дыма.





Называть виды магнитов;
определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через
стекло и другие предметы;
показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать
металлические предметы;
рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

Свеча

Магнит





18

Проверь
себя Ориентироваться Проверь себя
Материал,
в
понятиях,
изученный в первом изученных
в
полугодии.
первом
полугодии;
применять
полученные
знания
повседневной
жизни;

в

работать
самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои действия в
соответствии с
поставленной

учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
19

Что такое «бюджет»? Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,

- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет»,
«налоги»;
«дефицит», «профицит»;




уметь слушать и слышать собеседника.
 Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
 понимать, как в семье появляются доходы;
 делить расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
 заполнять кластер;
 формулировать высказывание в устной и письменной речи на
заданную тему.

20

Семейный бюджет

Семейный
бюджет, доходы
и расходы.

21

Откуда в семье
берутся деньги?

Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты.



Пенсия,
досрочная
пенсия, пособия
для разных



Зарплата

22

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и

понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой
ответ;







Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия»
и «гонорар»;
анализировать данные, представленные в виде графика;
приводить примеры различных профессий;
объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
на доступном для третьеклассника уровне определять основание
для назначения досрочной пенсии;

23

социальные пособия

категорий
граждан.

Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство, вклад,
выигрыш

Наследство,
вклад, выигрыш.




-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный
доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое
имущество»;





24

На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов

Классификация
расходов по
различным
основаниям.

25

На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи

Виды
обязательных
платежей.

26

Как сэкономить
семейные деньги?

Экономия
семейного
бюджета.

Расходы и доходы
бюджета

понимать, что выигрыш облагается налогом;
иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить
от доходов, полученных в виде выигрыша;
понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
называть предметы, которые человек может получить в наследство.

-- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные
расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы»,
«разовые расходы»
 Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
 объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
 на примере различных ситуаций определять вид обязательного
платежа.





27

называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к
эпизодическим.

Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«экономия семейного бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему
необходимо экономить семейный бюджет.

Блок «Математическая грамотность»
Сравнение
 Определять дефицитный и профицитный бюджет;
доходов и
 анализировать данные, представленные на инфографике, и на
расходов.
основе этих данных заполнять таблицу;
Дефицит и
 выполнять вычисления по таблице;

28

Планируем
семейный бюджет

профицит.





выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
составлять задачу по предложенному решению;
формулировать вопрос задачи.

Доходы и
расходы в
семейном
бюджете.



анализировать данные, представленные в таблице, и по этим
данным выполнять необходимые вычисления;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление
круглого числа на однозначное;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём
сложения одинаковых слагаемых;
выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.






29

Подсчитываем
семейный доход

Семейный доход
в таблице, на
диаграмме.








30

Пенсии и пособия

Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
выполнять сложение круглых многозначных чисел;
находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой диаграмме;
самостоятельно составлять круговую диаграмму.

Прожиточный
минимум

- Анализировать данные, представленные в
таблице;





выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый
период;
заполнять таблицу на основе текстового материала;

подсчитывать доход семьи от детских пособий.

31

32

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог на
выигрыш, доход
от выигрыша в
лотерею.



Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.










33

Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные
платежи








34

Проверь себя

Материал,
изученный во
втором
полугодии.






Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог
с выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью калькулятора находить
процент от числа.
Анализировать данные инфографики;
находить в таблице информацию, необходимую для выполнения
задания;
подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от
семейного дохода они составляют;
подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные
расходы.
Определять, какие налоги должна платить семья;
анализировать данные диаграммы и на основе этих данных
заполнять таблицу;
подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
пользоваться калькулятором;
объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных
платежей;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
применять полученные знания в повседневной жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.

4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на
части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа
с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки
посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум,
минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.

Тематическое планирование 4 класс
№

Тема

Предмет

Формируемые умения

Дата

изучения
1

Старинная
женская одежда

2

Старинные
женские
головные уборы

3

Старинная
мужская одежда
и головные
уборы

Бок «Читательская грамотность»
Тип текста.
 Определять лексическое значение слова;
Содержание
 озаглавливать текст;
научно определять тему;
познавательного
 определять главную мысль;
текста.
 составлять план в виде вопросов;
 с помощью текста определять название женской одежды;
 с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской
одежды;
 объяснять значение слова;
 приводить примеры современной женской одежды.

Содержание
научнопознават
ельного текста.

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста






Определять лексическое значение слова;
составлять план, используя слова из текста;
объяснять значения слов;
определять по описанию названия головных уборов;



приводить примеры современных головных уборов









Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
отвечать на вопросы по тексту;
вписывать пропущенные слова в текст;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
оформлять план текста;
определять с помощью описания название предмета.

07.09

14.09

21.09

4

5

6

Жилище
крестьянской
семьи на Руси

Внутреннее
убранство и
предметы
обихода русской
избы

Внутреннее
убранство и
предметы
обихода русской
избы

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста

28.09







Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
отвечать на вопросы по тексту;
рассуждать, давать определение слова;
называть элементы оформления избы.

Главная мысль
текста.
Содержание
текста.

Содержание
научнопознават
ельного текста.

5.10










Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы;
называть предметы печной утвари;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
соотносить описание предметов с их рисунками;
описывать назначение предметов;









составлять обобщающий план
Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы;
называть предметы печной утвари;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
соотносить описание предметов с их рисунками;

12.10



описывать назначение предметов;
составлять обобщающий план

7

8

История посуды
на Руси

Какие деньги
были раньше в
России

Содержание
научнопознават
ельного текста.

Содержание
научнопознават
ельного текста.

19.10








Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
соотносить рисунок и его название;
работать с толковым словарём;
рассуждать и записывать ответ на вопрос;
записывать ответ на вопрос по его началу;
определять части предмета, называть их;




Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на
вопрос;
определять тему текста;
составлять план текста;
находить информацию в Интернете;
записывать названия монет в порядке их возрастания;
указывать названия современных денег.







.
Блок «Естественно-научная грамотность»
9

Томат

Дождевые
черви









Называть части растения;
объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
определять горизонтальный и вертикальный срез;
указывать количество гнёзд;
объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
называть части плода помидора;
объяснять, что такое пасынок у помидора;

26.10

09.11



10

Болгарский
перец

Кальций

16.11






11

Картофель

работать с таблицей.

Облака

Объяснять, что такое паприка;
называть части растения;
рассказывать о строении плода перца;
определять форму плода перца;
рассказывать о строении семени перца;

делать выводы на основе полученной информации
 Называть части растения;
 объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
 объяснять, какой вывод сделали и почему;
 объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске
остаются белые следы;
 объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
 объяснять, что такое крахмалистость;
 определять срок созревания картофеля;
 объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший
картофель;
 называть способы размножения картофеля.
.

12

Баклажан.
Семейство
Паслёновые

Дрожжи. Хлеб.








Называть представителей семейства Паслёновые;
объяснять, что такое соланин;
называть благоприятные условия для прорастания семян;
определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;
определять глубину посева семян;
заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

23.11
30.11

13

14

15

Лук

Капуста.

Горох

17

Грибы.

18

Творческая

Мел

Мыло

Горох






Называть части лука;
называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
называть этапы выращивания лука;
наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.








Называть виды капусты;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе;
рассказывать о размножении капусты;
проводить опыты с цветной капустой.







Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха;
объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
определять, что горох является холодостойким растением;
проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух
опытов.

14.12

21.12
28.12

Грибы.

По выбору.

7.12




Выбрать тему для творческой работы;
выполнять творческую работу;



работа

19

Потребительская
корзина

представлять классу творческую работу.

11.01

Блок «Финансовая грамотность»
 Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое
«потребительская корзина»;
 понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
Состав
 объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в
потребительско
разных регионах нашей страны;
 объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.
й корзины.

18.01
20

Прожиточный
минимум

Назначение
прожиточного
минимума.






Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный
минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в
разных регионах нашей страны;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для
разных категорий населения нашей страны.

25.01
21

Инфляция

Инфляция






Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный
минимум», «инфляция»;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики.

01.02
22

Распродажи,
скидки, бонусы

Акции,
распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.







Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа»,
«скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения
покупателя;
понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за
товар;

08.02

23

Распродажи,
скидки, бонусы

Акции,
распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.



формировать навыки грамотного покупателя.



Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа»,
«скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения
покупателя;
понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за
товар;
формировать навыки грамотного покупателя.






15.02
24

Благотворительн
ость

Благотворитель
ность





- Понимать значение и правильно использовать термины
«благотворительность», «благотворительный фонд»;
называть группы населения, которые могут нуждаться в
благотворительной помощи;
объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем,
кто в ней нуждается.

22.02
25

Страхование

Виды
страхования.





Понимать значение и правильно использовать термины «страхование»,
«страховка», «полис»;
называть виды страхования;
называть различные страховые риски.

29.02
Блок «Финансовая грамотность»
26

В бассейне

Расписание
занятий,
выгодная
покупка.







Анализировать расписание занятий с целью определения свой
занятости;
решать задачи на определение стоимости покупки;
определять, какая из двух покупок является более выгодной;
решать задачи на определение скорости плавания;
решать логические задачи.

7.03

27

Делаем ремонт

Смета ремонта,
расчёт
стоимости
строительных
материалов.






Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для
ремонта кухни;
решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для
ремонта кухни;
читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

14.03
28

Делаем ремонт

Смета ремонта,
расчёт
стоимости
строительных
материалов.






Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для
ремонта кухни;
решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для
ремонта кухни;
читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

21.03
29

Праздничный
торт

Рецепт торта,
задачи на
тройку величин
«цена,
количество,
стоимость».







Работать с таблицами;
подсчитывать стоимость продуктов для торта;
определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы
уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые
преобразования;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

04.04
30
Обустраиваем
участок

Расходы на
обустройство
участка,
площадь и
периметр






Читать простой чертеж и определять его масштаб;
находить площадь и периметр участка и построек на нём;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

11.04
31

Поход в кино

Расходы на
поход в кино.





Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

32

Поход в кино

Расходы на




Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

18.04
25.04

поход в кино.



использовать полученные умения и навыки в практической жизни.





Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

33

Отправляемся в
путешествие

Расходы на
путешествие.

34

Составляем
словарик по
финансовой
грамотности

Понятия по
финансовой
грамотности,
изученные в 1-4
классах.

2.05

Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;






иллюстрировать изученные понятия;
составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
работать самостоятельно и в парах;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.

16.05

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.:
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета,
2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf

https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональная%20грамотность%2014%20классы.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».