Принято на заседании педсовета протокол № 3 с.Ишемгул от 11 ноября 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ ____________ /Тулибаев А.М./ приказ № 127 от 12 ноября 2017 г. ПОЛОЖЕНИЕ об электронных образовательных ресурсах МОБУ СОШ c. Ишемгул 1 Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет виды и порядок создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в МОБУ СОШ c. Ишемгул . 1.2. Под ЭОР понимаются материалы и средства, содержащие систематизированные сведения учебного характера, представленные в электронной форме и призванные обеспечивать образовательный процесс, в т. ч. с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). 1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, существующими международными стандартами (IMS, LOM, SCORM и т. д.) и стандартами РФ в области издательского дела, программной документации, а именно: Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (в текущей редакции). Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в текущей редакции). Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (в текущей редакции). ГОСТ 7.60–2003. Межгосударственный стандарт СИБИД. Издания. Основные виды, термины и определения. ГОСТ 7.83–2001. Межгосударственный стандарт СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. ГОСТ Р ИСО/MEK NJ 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94. Информационная технология. Программные конструктивы и условные обозначения для их представления. РД.50-34.698-90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов. 1.4. Настоящее Положение согласовывается, изменяется и дополняется в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ, нормативными актами Министерства образования и науки РФ и ОУ, в частности с положениями, регламентирующими следующие виды деятельности в ОУ: редакционно-издательская деятельность; учет интеллектуальной собственности; электронная библиотека и публикация ЭОР; организация образовательного процесса с применением ДОТ (в части технологических и методических аспектов); 1.5. Настоящее Положение утверждается директором ОУ. 2. Виды ЭОР 2.1. С точки зрения методического использования ЭОР в учебном процессе настоящее Положение разделяет ресурсы на: Основные ЭОР – ресурсы, используемые для непосредственной реализации образовательного процесса. Организационные ЭОР – ресурсы, используемые для организации образовательного процесса. 2.2. Настоящее Положение определяет следующие виды основных ЭОР: 2.2.1. Электронный учебник Методический аспект: учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее ее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Минимальный состав: теоретический материал; контрольноизмерительные материалы; глоссарий терминов; информационно-справочные материалы; список основной и дополнительной литературы. Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационносправочные системы и т. п.). 2.2.2. Электронное учебное пособие Методический аспект: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания и содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (определенного раздела), соответствующее учебной программе дисциплины. Минимальный состав: теоретический материал; контрольноизмерительные материалы; глоссарий терминов; информационно-справочные материалы; список основной и дополнительной литературы. Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационносправочные системы и т. п.). 2.2.3. Электронный курс лекций Методический аспект: учебное издание, представляющее собой комплекс лекций, освещающий содержание учебной дисциплины. Минимальный состав: план лекции; теоретический материал; банк контрольно-измерительных материалов по темам. Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов и/или с помощью визуальных графических представлений (слайдов), объединенное единой программной средой и системой навигации. 2.2.4. Электронная хрестоматия Методический аспект: учебное издание, содержащее литературнохудожественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Минимальный состав: теоретический материал; контрольноизмерительные материалы; информационно-справочные материалы. Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием технологий мультимедиа, объединенное единой программной средой и системой навигации. 2.2.5. Электронные справочные материалы Методический аспект: учебное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера. В техническом плане представляет собой издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации, включающей средства для быстрого поиска информации. 2.2.6. Электронный тренажер Методический аспект: учебное издание, предназначенное для формирования и закрепления практических навыков, полученных в результате освоения теоретического материала. Техническая реализация: комплекс моделирующих программ и методических средств, подготовленных с использованием мультимедийных компонентов, объединенных единой программной средой и обеспечивающих функционирование электронного тренажера в качестве самостоятельного ЭОР либо в комплексе с другими ЭОР. 2.2.7. Электронный практикум Методический аспект: учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного теоретического материала. К данному виду ЭОР относятся: виртуальный лабораторный практикум (ВЛП), автоматизированный лабораторный практикум (АЛП) (в том числе с удаленным доступом). Минимальный состав: краткие теоретические сведения; комплекс программных средств; аппаратно-программные комплексы (АПК) (лабораторные установки, специальным способом сопряженные с ПЭВМ); программное обеспечение, формирующее структуры отчетов для лабораторных работ; контрольно-измерительные материалы; методические указания, подготовленные по традиционной технологии, в которых отражается технология взаимодействия студента с преподавателем в процессе выполнения лабораторного практикума. Техническая реализация: 2.2.7.1. Виртуальный лабораторный практикум – комплекс программных средств, обеспечивающих выполнение лабораторных работ, проводимых с применением комплекса математических моделей, формируемых и исследуемых с помощью моделирующих программ. 2.2.7.2. Автоматизированный лабораторный практикум – комплекс программных и технических средств, обеспечивающих выполнение лабораторных работ на базе АПК. 2.2.7.3. Автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом (АЛП УД) – комплекс программных и технических средств, обеспечивающих выполнение лабораторных работ на базе АПК. При этом доступ к АПК осуществляется посредством сети Intranet/Internet, как в монопольном, так и во многопользовательском режимах. 2.2.8. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) Методический аспект: издание, содержащее набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т. п. Минимальный состав: учебная программа дисциплины; теоретический материал (учебник или учебное пособие и/или хрестоматия и/или курс лекций); лабораторный практикум* (автоматизированный или виртуальный); методические указания по курсовому проектированию*; контрольно-измерительные материалы; дополнительные информационносправочные материалы; интерактивный график изучения дисциплины, в котором отражается рекомендуемый порядок изучения дисциплины и прохождения контрольных точек; методические указания, подготовленные по традиционной технологии, в которых отражается технология взаимодействия студента с преподавателем в процессе применения ЭУМК. Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации, а так же содержащее дополнительные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т. п.). * Наличие в комплексе определяется учебной программой дисциплины для разрабатываемого ЭУМК. 2.3. Настоящее Положение определяет следующие виды организационных ЭОР: 2.3.1. Учебная программа Методический аспект: издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Техническая реализация: файл(ы), реализованные с помощью стандартного офисного ПО либо в виде гипертекстового приложения. 2.3.2. Контрольно-измерительные материалы Методический аспект: совокупность тестовых заданий, предназначенных для входного, промежуточного и итогового контроля (самоконтроля) уровня знаний. Техническая реализация: комплекс файловых структур, предназначенных для работы специализированного программного обеспечения (электронной тестовой системы). 2.3.3. Электронные учебно-методические материалы Методический аспект: издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части). Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации. 2.3.4. Исходные компоненты для создания ЭОР Методический аспект: компоненты, предназначенные для демонстрации изучаемых отдельных явлений, процессов и т. д. и способствующие усвоению пройденного теоретического материала. Техническая реализация: 2.3.4.1. Реалистический визуальный ряд: фотографии экспонатов, объектов предметной области, портреты ученых и др.; видеофрагменты процессов и явлений предметной области, демонстраций опытов, видеоэкскурсий и др. 2.3.4.2. Синтезированный визуальный ряд: двух/трехмерные статические и динамические модели; анимации; представления воображаемых элементов, объектов, скрытых структур, процессов, явлений предметной области; объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования. 2.3.4.3. Звукоряд: звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы и др., а также синхронизированные аудио- и видео- объекты. 2.3.4.4. Символьные объекты и деловая графика: схемы; диаграммы; карты; пояснительные тексты; формулы; заголовки и другие элементы, в том числе создаваемые пользователем с помощью стандартных приложений, картографические материалы. 2.4 Настоящее Положение определяет следующие категории ЭОР: Локальное электронное издание: издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях(CD, DVD и т. д.). Сетевое электронное издание: издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети. Электронное издание комбинированного распространения: издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого. 2.5 Настоящим Положением допускается применение отдельных компонентов ЭОР (отдельных разделов теоретического материала (глав, параграфов), лекций, лабораторных работ и т. д.) в образовательном процессе и размещение в информационно-образовательной среде при условии их соответствия данному Положению в части выполнения методических, содержательных и технических требований, без обязательной регистрации. 3. Основные требования к ЭОР и их компонентам 3.1. Соблюдение требований действующего государственного образовательного стандарта. 3.2. Соблюдение установленных педагогических, методических, дизайн-эргономических и технических требований к ЭОР. 3.3 Соблюдение законодательства РФ в области защиты авторских прав на всех этапах жизненного цикла ЭОР. 3.4 Модульность ЭОР, предполагающая методически и содержательно обоснованное деление ЭОР на самостоятельно оформленные модули, позволяющее их повторное использование или цитирование в других ЭОР. 4. Формирование фонда ЭОР 4.1. Разработка ЭОР 4.1.1. В разработке ЭОР могут принимать участие отдельные учителя, а при необходимости и сторонние исполнители. 4.1.2. Разработка ЭОР может быть выполнена учителями ОУ. 4.1.3. С целью определения потребностей в ЭОР методический совет проводят анализ обеспеченности дисциплин ЭОР. 4.2. Регистрация ЭОР 4.2.1. ЭОР проходят регистрацию на уровне ОУ. 5. Авторские и имущественные права на ЭОР 5.1. Передача права использования ЭОР и способов его использования осуществляется на основании лицензионного договора, заключенного между разработчиком ЭОР и ОУ.