положение об электронных ОР

Принято на заседании педсовета
протокол № 3
с.Ишемгул
от 11 ноября 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ
____________ /Тулибаев А.М./
приказ № 127 от 12 ноября 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об электронных образовательных ресурсах
МОБУ СОШ c. Ишемгул
1 Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет виды и порядок создания
электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в МОБУ СОШ c. Ишемгул .
1.2. Под ЭОР понимаются материалы и средства, содержащие
систематизированные сведения учебного характера, представленные в
электронной форме и призванные обеспечивать образовательный процесс, в
т. ч. с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с
действующим законодательством РФ, существующими международными
стандартами (IMS, LOM, SCORM и т. д.) и стандартами РФ в области
издательского дела, программной документации, а именно:
 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (в текущей
редакции).
 Закон РФ «О правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных» (в текущей редакции).
 Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (в
текущей редакции).
 ГОСТ 7.60–2003. Межгосударственный стандарт СИБИД. Издания.
Основные виды, термины и определения.
 ГОСТ 7.83–2001. Межгосударственный стандарт СИБИД.
Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
 ГОСТ Р ИСО/MEK NJ 9294-93. Информационная технология.
Руководство по управлению документированием программного обеспечения.
 ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки информации.
Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских
программных пакетов.
 ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94. Информационная технология.
Программные конструктивы и условные обозначения для их представления.
 РД.50-34.698-90. Автоматизированные системы. Требования к
содержанию документов.
1.4. Настоящее Положение согласовывается, изменяется и
дополняется в соответствии с изменениями действующего законодательства

РФ, нормативными актами Министерства образования и науки РФ и ОУ, в
частности с положениями, регламентирующими следующие виды
деятельности в ОУ:
 редакционно-издательская деятельность;
 учет интеллектуальной собственности;
 электронная библиотека и публикация ЭОР;
 организация образовательного процесса с применением ДОТ (в
части технологических и методических аспектов);
1.5. Настоящее Положение утверждается директором ОУ.
2. Виды ЭОР
2.1. С точки зрения методического использования ЭОР в учебном
процессе настоящее Положение разделяет ресурсы на:
 Основные ЭОР – ресурсы, используемые для непосредственной
реализации образовательного процесса.
 Организационные ЭОР – ресурсы, используемые для организации
образовательного процесса.
2.2. Настоящее Положение определяет следующие виды основных
ЭОР:
2.2.1. Электронный учебник
Методический
аспект:
учебное
издание,
содержащее
систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее ее
учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида
издания.
Минимальный состав: теоретический материал; контрольноизмерительные материалы; глоссарий терминов; информационно-справочные
материалы; список основной и дополнительной литературы.
Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой
технологии с использованием мультимедийных компонентов, объединенное
единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в
случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые
программы для проведения вычислительных процедур, информационносправочные системы и т. п.).
2.2.2. Электронное учебное пособие
Методический аспект: учебное издание, дополняющее или частично
(полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве
данного вида издания и содержащее систематическое изложение учебной
дисциплины (определенного раздела), соответствующее учебной программе
дисциплины.
Минимальный состав: теоретический материал; контрольноизмерительные материалы; глоссарий терминов; информационно-справочные
материалы; список основной и дополнительной литературы.
Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой
технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное
единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в
случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые

программы для проведения вычислительных процедур, информационносправочные системы и т. п.).
2.2.3. Электронный курс лекций
Методический аспект: учебное издание, представляющее собой
комплекс лекций, освещающий содержание учебной дисциплины.
Минимальный состав: план лекции; теоретический материал; банк
контрольно-измерительных материалов по темам.
Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой
технологии, с использованием мультимедийных компонентов и/или с
помощью визуальных графических представлений (слайдов), объединенное
единой программной средой и системой навигации.
2.2.4. Электронная хрестоматия
Методический аспект: учебное издание, содержащее литературнохудожественные, исторические и иные произведения или отрывки из них,
составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Минимальный состав: теоретический материал; контрольноизмерительные материалы; информационно-справочные материалы.
Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой
технологии, с использованием технологий мультимедиа, объединенное
единой программной средой и системой навигации.
2.2.5. Электронные справочные материалы
Методический аспект: учебное издание, содержащее краткие
сведения научного и прикладного характера.
В техническом плане представляет собой издание, подготовленное по
гипертекстовой
технологии,
с
использованием
мультимедийных
компонентов, объединенное единой программной средой и системой
навигации, включающей средства для быстрого поиска информации.
2.2.6. Электронный тренажер
Методический аспект: учебное издание, предназначенное для
формирования и закрепления практических навыков, полученных в
результате освоения теоретического материала.
Техническая реализация: комплекс моделирующих программ и
методических средств, подготовленных с использованием мультимедийных
компонентов,
объединенных
единой
программной
средой
и
обеспечивающих функционирование электронного тренажера в качестве
самостоятельного ЭОР либо в комплексе с другими ЭОР.
2.2.7. Электронный практикум
Методический аспект: учебное издание, содержащее практические
задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного
теоретического материала.
К данному виду ЭОР относятся: виртуальный лабораторный
практикум (ВЛП), автоматизированный лабораторный практикум (АЛП) (в
том числе с удаленным доступом).
Минимальный состав: краткие теоретические сведения; комплекс
программных
средств;
аппаратно-программные
комплексы
(АПК)
(лабораторные установки, специальным способом сопряженные с ПЭВМ);

программное обеспечение, формирующее структуры отчетов для
лабораторных работ; контрольно-измерительные материалы; методические
указания, подготовленные по традиционной технологии, в которых
отражается технология взаимодействия студента с преподавателем в
процессе выполнения лабораторного практикума.
Техническая реализация:
2.2.7.1. Виртуальный лабораторный практикум – комплекс
программных средств, обеспечивающих выполнение лабораторных
работ, проводимых с применением комплекса математических
моделей, формируемых и исследуемых с помощью моделирующих
программ.
2.2.7.2. Автоматизированный лабораторный практикум –
комплекс программных и технических средств, обеспечивающих
выполнение лабораторных работ на базе АПК.
2.2.7.3. Автоматизированный лабораторный практикум с
удаленным доступом (АЛП УД) – комплекс программных и
технических средств, обеспечивающих выполнение лабораторных
работ на базе АПК. При этом доступ к АПК осуществляется
посредством сети Intranet/Internet, как в монопольном, так и во
многопользовательском режимах.
2.2.8. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)
Методический аспект: издание, содержащее набор учебных изданий,
предназначенный для определенной ступени обучения и включающий
учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т. п.
Минимальный
состав:
учебная
программа
дисциплины;
теоретический материал (учебник или учебное пособие и/или хрестоматия
и/или курс лекций); лабораторный практикум* (автоматизированный или
виртуальный); методические указания по курсовому проектированию*;
контрольно-измерительные материалы; дополнительные информационносправочные материалы; интерактивный график изучения дисциплины, в
котором отражается рекомендуемый порядок изучения дисциплины и
прохождения контрольных точек; методические указания, подготовленные
по традиционной технологии, в которых отражается технология
взаимодействия студента с преподавателем в процессе применения ЭУМК.
Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой
технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное
единой программной средой и системой навигации, а так же содержащее
дополнительные модули (выполняемые программы для проведения
вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т. п.).
* Наличие в комплексе определяется учебной программой дисциплины
для разрабатываемого ЭУМК.
2.3. Настоящее Положение определяет следующие виды
организационных ЭОР:
2.3.1. Учебная программа

Методический аспект: издание, определяющее содержание, объем, а
также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины
(ее раздела, части).
Техническая реализация: файл(ы), реализованные с помощью
стандартного офисного ПО либо в виде гипертекстового приложения.
2.3.2. Контрольно-измерительные материалы
Методический
аспект:
совокупность
тестовых
заданий,
предназначенных для входного, промежуточного и итогового контроля
(самоконтроля) уровня знаний.
Техническая
реализация:
комплекс
файловых
структур,
предназначенных для работы специализированного программного
обеспечения (электронной тестовой системы).
2.3.3. Электронные учебно-методические материалы
Методический аспект: издание, содержащее материалы по методике
преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части).
Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой
технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное
единой программной средой и системой навигации.
2.3.4. Исходные компоненты для создания ЭОР
Методический
аспект:
компоненты,
предназначенные
для
демонстрации изучаемых отдельных явлений, процессов и т. д. и
способствующие усвоению пройденного теоретического материала.
Техническая реализация:
2.3.4.1. Реалистический визуальный ряд: фотографии экспонатов,
объектов предметной области, портреты ученых и др.; видеофрагменты
процессов и явлений предметной области, демонстраций опытов,
видеоэкскурсий и др.
2.3.4.2. Синтезированный визуальный ряд: двух/трехмерные
статические и динамические модели; анимации; представления
воображаемых элементов, объектов, скрытых структур, процессов, явлений
предметной области; объекты виртуальной реальности и интерактивного
моделирования.
2.3.4.3. Звукоряд: звукозаписи выступлений, музыкальных
произведений, звуков живой и неживой природы и др., а также
синхронизированные аудио- и видео- объекты.
2.3.4.4. Символьные объекты и деловая графика: схемы;
диаграммы; карты; пояснительные тексты; формулы; заголовки и другие
элементы, в том числе создаваемые пользователем с помощью стандартных
приложений, картографические материалы.
2.4 Настоящее Положение определяет следующие категории ЭОР:
 Локальное электронное издание: издание, предназначенное для
локального использования и выпускающееся в виде определенного
количества
идентичных
экземпляров
(тиража)
на
переносимых
машиночитаемых носителях(CD, DVD и т. д.).
 Сетевое электронное издание: издание, доступное потенциально
неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети.

 Электронное

издание комбинированного распространения:
издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в
качестве сетевого.
2.5 Настоящим Положением допускается применение отдельных
компонентов ЭОР (отдельных разделов теоретического материала (глав,
параграфов), лекций, лабораторных работ и т. д.) в образовательном процессе
и размещение в информационно-образовательной среде при условии их
соответствия данному Положению в части выполнения методических,
содержательных и технических требований, без обязательной регистрации.
3. Основные требования к ЭОР и их компонентам
3.1. Соблюдение требований действующего
государственного
образовательного стандарта.
3.2. Соблюдение установленных педагогических, методических,
дизайн-эргономических и технических требований к ЭОР.
3.3 Соблюдение законодательства РФ в области защиты авторских
прав на всех этапах жизненного цикла ЭОР.
3.4 Модульность ЭОР, предполагающая методически и содержательно
обоснованное деление ЭОР на самостоятельно оформленные модули,
позволяющее их повторное использование или цитирование в других ЭОР.
4. Формирование фонда ЭОР
4.1. Разработка ЭОР
4.1.1. В разработке ЭОР могут принимать участие отдельные учителя,
а при необходимости и сторонние исполнители.
4.1.2. Разработка ЭОР может быть выполнена учителями ОУ.
4.1.3. С целью определения потребностей в ЭОР методический совет
проводят анализ обеспеченности дисциплин ЭОР.
4.2. Регистрация ЭОР
4.2.1. ЭОР проходят регистрацию на уровне ОУ.
5. Авторские и имущественные права на ЭОР
5.1. Передача права использования ЭОР и способов его использования
осуществляется на основании лицензионного договора, заключенного между
разработчиком ЭОР и ОУ.


Наверх

ДОМ - ШКОЛА - ДОМ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».