УЧЕБНЫЙ ПЛАН Ишемгул 7-9 классы 2023-2024 учебный год

Приложение№1 к основным образовательным программам
ООО, утвержденным приказом № 88-2 от 30 августа 2019.

02-04

Учебный план
муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения средняя общеобразовательная
школа с. Ишемгул
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан
на 2023-2024 учебный год

с. Ишемгул- 2023 г.

1

Учебный план
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения средняя
общеобразовательная школа с. Ишемгул
муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
на 2023 -2024 учебный год

Согласован на Совете школы
протокол № 4 от 25.05.2023 г
Согласован на общешкольном
Родительском собрании
Протокол № 4 от 25.05.2023 г.
Рассмотрен и принят на заседании
педагогического совета
Протокол № 8 от 15.05. 2023 г

2

РЕЖИМ РАБОТЫ МОБУ СОШ с. Ишемгул
1. Количество класс - комплектов по уровням:
-2 уровень: 3 класс - комплекта (7,8,9 классы)
2. Начало учебных занятий: 9 ч 00 мин.
3. Режим : 5-дневная неделя
4. Сменность: односменная
5. Продолжительность учебных недель:
7 – 9 классы – 34 недели
6. Продолжительность учебных периодов:
Учебные
четверти

Классы

I четверть

1-11 классы

II четверть

1-11 классы

III четверть

1 класс
2-11 классы
1-11 классы
1 класс

IV четверть
ИТОГО:

с 1 сентября по 27 октября 2023
года
с 7 ноября по 29 декабря 2023
года
с 9 января по 22 марта 2024 года
с 9 января по 22 марта 2024 года
с 1 апреля по 24 мая 2024 года

2-11 классы

8 недель

40 учебных дня

8 недель

39 учебных дней

10 недель
11 недель
7 недель
33 недели

47 учебных дней
52 учебных дней
34 учебных дней
160 учебных
дней
165 учебных
дней

34 недели

7. Продолжительность уроков: для 2-11 классов 45 минут (на время
ограничений по коронавирусу с 1-11 классы по 35 минут),1-го класса - 35 минут
(1 полугодие), 40 минут (2 полугодие). При дистанционном обучении
продолжительность онлайн уроков в 1-11 классах по 30 минут.
8. Расписание звонков:
Расписание звонков для 2-11 классов
Уроки
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
6 урок
7 урок

Начало занятий
9 ч 00 мин.
9 ч 55 мин.
11 ч 00 мин.
12 ч 05 мин.
13 ч 00 мин.
13 ч 55 мин.
14 ч 50 мин

Конец занятий
9 ч 45 мин.
10 ч 40 мин.
11 ч 45 мин.
12 ч 50 мин.
13 ч 45 мин.
14 ч 40 мин.
15 ч 35 мин

Продолжительность перемен
10 минут
20 минут
20 минут
10 минут
10 минут
10 минут

9.Продолжительность каникул:
3

Осенние
Зимние

с 28 октября по 6 ноября 2023 года
с 30 декабря 2023 года по 8 января 2024 года

Дополнительны с 10 по 18 февраля 2024 года
е каникулы
для 1классников
Весенние
с 25 марта по 31 марта 2024 года
Летние
с 25 мая по 31 августа 2024 года

10 календарных
дней
10 календарных
дней
9 календарных дней

9 календарных дней
99 календарных
дней

10. Начало кружков и секций:
14.00 - внеурочная деятельность в начальных классах.
16.00 - внеурочная деятельность для 5-10 классов (при дистанционном

обучении в 15.00 часов)
Пояснительная записка
Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ишемгул муниципального
района Зианчуринский район Республики Башкортостан разработан на основе
нормативных документов:
Документы федерального уровня:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации."
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении
Правил
разработки,
утверждения
федеральных
государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.
№ 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
31 декабря 2015 года № 1577).
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 августа
2020года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
4

общего образования, зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 06 октября 2020 года №60252.
4. Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2,4,364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»/
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №766 от
23.12.2020 года, вступивший в силу 13.03.2021 года «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
6. Письмо Минобрнауки РФ от 8.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего
часа физической культуры».
7. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564
«О
внеурочной
деятельности
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ».
8. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №766 от
23.12.2020 года, вступивший в силу 13.03.2021 года «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
9. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. No 08-761 «Об изучении
предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
10. Письмо Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015 « О рабочих
программах учебных предметов».
Документы регионального уровня:
1. Конституция Республики Башкортостан.
2. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании
в Республике Башкортостан».
3. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан
от 31.12.2009 г. № УП-730.
4. Закон Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов
Республики Башкортостан» (с изменениями от 05.01.2001 г., 01.03.2002г.,
17.03.2003 г., 05.04.2004 г., 07.11.2006 г.).
5. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной или
муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их
5

родителями (законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования на дому или в медицинских организациях".
6. Протокол заседания Коллегии
Министерства образования
Республики
Башкортостан No 4 от 04.08.2017 г.«Об организации изучения башкирского
языка как государственного, родных языков и обучения на родном на языке в
общеобразовательных организациях Республики Башкортостан в 2017-2018
учебном году».
7. Согласно информационного письма Министерства образования РБ исх.№ 0405/146 от 28.02.2019г. «О переходе на пятидневную учебную неделю»;
8. «Рекомендации по переходу общеобразовательных организаций РБ на 5-дневную
учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течении дня
для обучаю по образовательным программам общего образования
соответствующего уровня», принятый на расширенном заседании коллегии
Министерства образования РБ (протокол от 21.02.2019 №2);
9. Информационного письма МКУ «Отдел образования Администрации
муниципального района Зианчуринский район РБ» исх. №128 от 12.03.2019 «О
переходе на пятидневную учебную неделю».
1. Конституция Республики Башкортостан.
2. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании
в Республике Башкортостан».
3. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан
от 31.12.2009 г. № УП-730.
4. Закон Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов
Республики Башкортостан» (с изменениями от 05.01.2001 г., 01.03.2002г.,
17.03.2003 г., 05.04.2004 г., 07.11.2006 г.).
5. Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной или
муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их
родителями (законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования на дому или в медицинских организациях".
6. Протокол заседания Коллегии
Министерства образования
Республики
Башкортостан No 4 от 04.08.2017 г.«Об организации изучения башкирского
языка как государственного, родных языков и обучения на родном на языке в
общеобразовательных организациях Республики Башкортостан в 2017-2018
учебном году».
7. Согласно информационного письма Министерства образования РБ исх.№ 0405/146 от 28.02.2019г. «О переходе на пятидневную учебную неделю»;
6

8. «Рекомендации по переходу общеобразовательных организаций РБ на 5-дневную
учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течении дня
для обучаю по образовательным программам общего образования
соответствующего уровня», принятый на расширенном заседании коллегии
Министерства образования РБ (протокол от 21.02.2019 №2);
9. Информационного письма МКУ «Отдел образования Администрации
муниципального района Зианчуринский район РБ» исх. №128 от 12.03.2019 «О
переходе на пятидневную учебную неделю».

Документы школьного уровня:
1) Устав МОБУ СОШ с. Ишемгул.
2) Программа развития МОБУ СОШ с. Ишемгул на 2020-2025 годы.
3) Основная образовательная программа
основного общего образования
МОБУ СОШ с. Ишемгул для обучающихся по ФГОС (6-9 классы )
7) Примерные программы по учебным предметам.
8) Положение «О переходе на пятидневную учебную неделю».
9) Положение о переходе на дистанционное обучение (по приказу директора
школы)

Общая характеристика учебного плана
Учебный план МОБУ СОШ с. Ишемгул
на 2023/2024 учебный год
обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса,
установленных
СанПиН
СП
2,4,3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН СП 2,4,3648-20), и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для VII-IX классов;
определенных СанПиНом СП 2,4,3648-20 и составляет по классам:
Классы
7 кл
8 кл
9 кл
Недельная нагрузка
32ч.
33ч.
33ч.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего, среднего общего образования .
7

При выборе языка обучения в МОБУ СОШ с. Ишемгул как в очной форме,
так и в дистанционном режиме (при
карантине)(по приказу ОО)
предоставляется свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка
из числа языков республик Российской Федерации, государственных языков
республик Российской Федерации и осуществляется по заявлениям родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме
(переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного
образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели,
стоящие перед школой, и создают возможности для развития способностей
каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и
национально-регионального компонентов государственного образовательного
стандарта по классам и образовательным областям. При составлении учебного
плана учтены результаты изучения образовательного спроса учащихся и
родителей, а также основные принципы обновления содержания образования.
При распределении части, формируемой участниками
образовательных
отношении , учтены образовательные потребности и запросы обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Структура учебного плана основного общего образования содержит
обязательную часть (70%) и часть, формируемая участниками образовательных
отношений (30%), включая направления внеурочной деятельности.
Структура учебного плана среднего общего образования по ФГОС
устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным
(национально региональным) компонентом и компонентом образовательной
организации:
федеральный компонент – не менее 60 % от общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ среднего общего
образования;
региональный
(национально-региональный)
компонент,
компонент
образовательной организации – не менее 40 процентов.
Дополнительным
резервом
увеличения
регионального
(национальнорегионального) компонента и компонента образовательной организации является
увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных учебных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих
основную
8

образовательную программу начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования, и учебное время, проводимое на
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность.
Время, отводимое на данную часть учебного плана. Отводится на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов
обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
- внеурочная деятельность.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательного учреждения , состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, не должно в
совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН СП 2,4,3648-20. Организация профильного обучения в
X-XI классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной
нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
для обучающихся 6-11 классов – не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных
занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и
последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не
менее 45 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 5-9 классов – не более 7 уроков;
Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая
культура»:
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от
07.09.2010 № ИК-1374/19 и письму Министерства спорта и туризма Российской
Федерации от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912 при организации, планировании и
проведении школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной
9

работы используются спортивная площадка , спортивный зал в школе.
Региональная специфика учебного плана.
Региональной спецификой учебного плана является:
- изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
количестве 1 часа в неделю за счет внеурочной деятельности в 5 классах, а в 7
классах за счет урочной деятельности ;
- изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельный
учебный предмет изучается в 8-11 классах;
Часы компонента общеобразовательного учреждения использованы:
- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, указанные
в федеральном компоненте учебного плана.
Образовательное учреждение
для использования при реализации
образовательных программ выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от №766 от 23.12.2020 года,
вступивший в силу 13.03.2021).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана
основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана
основных общеобразовательных программ.
Основное общее образование
Учебный план для VII-IX классов ориентирован на 4-летний нормативный
срок освоения
образовательных
программ
основного общего образования.
10

Учебный план основного общего образования ориентирован на 34 учебных
недель в год.
Учебный план для VII – IX классов составлен в соответствии с ФГОС ООО.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами :
«Русский язык» - в 7 - 9 классах по 3 часа в неделю. «Литература»- 3 часа в 9
классах , а в 7 -8 классах по 2 часа в неделю .
Предметная область "Родной язык и родная литература" представлена
предметами «Родной язык», где обучение ведется на родном (русском) языке- 1
час в неделю, « Родная литература» - 1час в неделю .
Предметная область "Иностранные языки" представлена предметами :
«Иностранный язык» (изучается английский язык) - по 3 часа в неделю в 7-9
классах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика»- в 7- 9 классах представлена учебными предметами:
«Алгебра» - 3 часа в неделю, «Геометрия»- 2 часа в неделю, «Информатика»
по 1 часу в неделю в 7-9 классах
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена
предметами «История России. Всеобщая история » по 2 часа в неделю, а в 9
классах по 3 часа в неделю. Третий час решением родительского собрания
проводится во внеурочное время. «Обществознание» - 1 час в неделю в 7-9
классах , «География» - в 7-9 классах по 2 часа в неделю.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» является логическим продолжением предметной области (учебного
предмета) ОРКСЭ. Преподавание курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» проводится в 7 классах по 1ч. в неделю.
Предметная область «Естественно - научные предметы» представлена
предметами «Биология» - по 2 часа в неделю, « Химия» изучается в 8 классе
по 2 часа в неделю, «Физика» в 7-8 классах по 2 часа в неделю, а в 9 классах по
3 часа в неделю.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Музыка» и «Изобразительное искусство» - по 0,5 час в неделю в 7-8 классах.
По 0,5 часов решением родительского собрания проводится во внеурочное время.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» по 1 часу в 7-8 классах. По 1 часу в 7 классах решением родительского
собрания проводится во внеурочное время.
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебным предметом «Физическая
культура» - по 2 часу в неделю. 1 час в неделю решением родительского
собрания проводится во внеурочное время.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом
11

мнения учащихся и их родителей (законных представителей) в учебном плане
на изучение предмета «Башкирский язык как государственный язык
Республики Башкортостан» в 7-9 классах по 1 часу в неделю, На изучение
предметной области «Математика» учебным предметом «Математика» в 7
классе; в 8,9 классе по 1 часу в неделю проводится во внеурочное время. Таким
образом в 7-9 классах учебный план выполняется в полном объеме.
Итого в 7 классе недельная нагрузка составляет 32 часа при допустимой
нагрузке 32 часа, в 8 и 9 классах недельная нагрузка
составляет 33 часа
при допустимой нагрузке 33 часа.
Общие характеристики предметных областей
Предметная область « Русский язык и литература» представлена предметами:
Русский язык
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей
1)-совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
-создание устных монологических высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую
речь, участие в диалоге и полилоге;
-развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного,
просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том
числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать
средства аргументации и выразительности;
-овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-понимание,
интерпретация
и
комментирование
текстов
различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)
и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной
переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также
умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения;
-умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения
их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и
уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и
книжной речи;
12

-умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с
поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос,
изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный запрос и др.);
2)- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции
собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных
потребностей;
-соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
-стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и
планировать их совершенствование и развитие;
3)- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств
фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и
скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот;
фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
-уместное использование фразеологических оборотов в речи;
-корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций,
этикетных формул;
-использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4)- расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и
категориях;
-осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики:
-идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их
форм по значению и основным грамматическим признакам;
-распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать
слова категории состояния и наречия;
-распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков;
-распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение
смысловых оттенков частиц;
-распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических
особенностей междометий;
5)-формирование навыков проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста:
13

-проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных
этапов
анализа
структуры
слова),
лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и
словообразовательных цепочек слов;
-проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической
роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять
тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы,
знать композиционные элементы текста;
-определение звукового состава слова, правильное деление на слоги,
характеристика звуков слова;
-определение лексического значения слова, значений многозначного слова,
стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов,
антонимов;
-деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
-умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы,
способы словообразования;
-проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей
речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических
признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической
функции;
-опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
-умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного
и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
-определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной
окраске;
-определение грамматической основы предложения;
-распознавание распространенных и нераспространенных предложений,
предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
-распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов
предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и
вставных конструкций;
-опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных
предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической
связи между частями сложного предложения;
-определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к
одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание
текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
14

-определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств
связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их
использования;
6)- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
-умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении
задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять
эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных
видов словарей, их строения и способах конструирования информационных
запросов;
-пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации,
прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного)
слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов,
определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
-пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения
нормативного написания и произношения слова;
-использование фразеологических словарей для определения значения и
особенностей употребления фразеологизмов;
-использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей
для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7)-овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными,
стилистическими),
нормами
речевого
этикета;
приобретение
опыта
использования языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
-освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их
на письме;
-применение правильного переноса слов;
-применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в
простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
-выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их
в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений,
15

числительных, глаголов;
-соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении,
при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при
употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении
местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании
предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголовсказуемых в связном тексте;
8)- для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на
брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и
развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного
восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
-приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной
коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных
высказываний;
-стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить
собственную позицию;
-видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о
мире и человеке.
Литература
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) -осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2)- понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся
произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
16

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления.".
Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена
предметами:
Родной язык:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Родная литература:
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
17

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления.
Предметная область « Иностранный язык» представлена предметами:
Иностранный язык. Второй иностранный язык
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в
развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных
жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности;
2)формирование
и
совершенствование
иноязычной
коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей
речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на
основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего
18

иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях.
Предметная область « Математика и информатика» представлена
предметами:
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления:
-осознание роли математики в развитии России и мира;
-возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории
математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений:
-оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество,
принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в
простейших ситуациях;
-решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от
условия к требованию или от требования к условию;
-составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного
решения задачи;
-нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения
процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или
процентного повышения величины;
-решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных
чисел;
овладение
навыками
устных,
письменных,
инструментальных вычислений:
-оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь,
десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами
при выполнении вычислений;
-использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении
вычислений и решении задач;
19

-выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
-оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения
тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем
уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные
ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием
аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых
выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым
отрицательным показателем;
-выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных
выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить
подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
-решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и
неравенств, сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и
неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать
функционально-графические
представления
для
решения
различных
математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее
положению на плоскости;
-нахождение по графику значений функции, области определения, множества
значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков
возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
-оперирование
на
базовом
уровне
понятиями:
последовательность,
арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
-использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при
решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат,
окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение
изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
-выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
20

представлений о простейших пространственных телах; развитие умений
моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования
построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем,
аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и
перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная,
проекция; проведение доказательств в геометрии;
-оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов,
произведение вектора на число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние,
величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических
данных; формирование представлений о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших
вероятностных
моделях;
развитие
умений
извлекать
информацию,
представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и
анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих
статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств
окружающих явлений при принятии решений:
формирование представления о статистических характеристиках, вероятности
случайного события;
-решение простейших комбинаторных задач;
-определение основных статистических характеристик числовых наборов;
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных
событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в
процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-использование числовых выражений при решении практических задач и задач из
других учебных предметов;
-решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в
реальной жизни;
21

10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать
нормы информационной этики и права;
15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
владение правилами записи математических формул и специальных знаков
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия
рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических
фигур и т.п.;
-умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной
плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
владение основным функционалом программы невизуального доступа к
информации
на
экране
ПК,
умение
использовать
персональные
тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа
слепыми обучающимися;
16) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение специальными компьютерными средствами представления и анализа
данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом
двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
Предметная область « Общественно-научные предметы» представлена
предметами:
История России. Всеобщая Россия.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
22

культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта
российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
личности, миропонимания и познания современного общества на основе
изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое
отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Обществознание
Изучение предмета направлено достижение следующих целей:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний
и умений для определения собственной активной позиции в общественной
жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений,
адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения
23

и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
География
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов
и инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений
и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
24

территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» представлена предметом:
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Изучение основ духовно-нравственной культуры России направлено на
достижение следующих целей:
1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи
и общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область» Общественно-научные предметы» представлена
предметами: Биология
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для развития современных
естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей
среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
25

и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда
и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.
Физика
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики
для развития других естественных наук, техники и технологий; научного
мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности
явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),
видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи;
усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении
вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных
исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и
цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей
любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и
механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных
технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание
возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и
искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых
волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их
вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с
26

применением полученных знаний законов механики, электродинамики,
термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных
ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие
несовершенства машин и механизмов.
Химия:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о
веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в
целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф. Предметная область « Искусство»
представлена предметами:
Изобразительное искусство
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию,
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально27

ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации
и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности.
Музыка
Изучение искусства на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой
части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли
музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного
и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация,
28

музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой,
живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Предметная область »Технология» представлена предметом:
Технология
Изучение технологии на уровне основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование
целостного
представления
о
техносфере,
сущности
технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и
экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения
средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере
обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Предметная область «Физическая культура
и ОБЖ» представлена
предметами:
Физическая культура
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении
29

и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского
движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной,
коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных
возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий,
включать их в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную
помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного
отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные
способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
овладение основами технических действий, приемами и физическими
упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в
разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение
двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие
основных физических качеств, повышение функциональных возможностей
основных систем организма.
Основы безопасности жизнедеятельности:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
30

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их
последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях
неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
12. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, необходимых для
продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования.
Промежуточная аттестация проводится один раз в конце года , для оценки
качества усвоения учащимися всего объема содержания учебного предмета за
год.
Система промежуточной аттестации учащихся 7- 9 классов.
1.Промежуточная аттестация учащихся 5- 9-го классов проводится по учебным
31

четвертям.
2. Главным объектом промежуточной аттестации являются:
-предметные результаты освоения ООП, их соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО); -метапредметные результаты, предполагающие
оценку развития универсальных учебных действий учащихся (регулятивных,
коммуникативных,
познавательных);-оценка
личностных
результатов
(самоопределения, морально-этической ориентации). Личностные результаты не
подлежат итоговому оцениванию.
3.Видами промежуточной аттестации учащихся являются:
-вводный контроль (проводится диагностика готовности обучающихся к
обучению в основной школе (контрольные работы по русскому языку и
математике, диагностика УУД);-текущий контроль
(проверочная работа
проводится после изучения темы по предметам: русский язык, литература,
английский язык, математика.
контрольная работа по русскому языку,
английскому языку, математике проводится в конце четверти , учебного года);
-итоговый контроль (итоговая комплексная работа проводится на межпредметной
основе и включает в себя систему разноуровневых заданий по предметам:
литература, русский язык, математика – диагностика УУД).
4.Учащимся 5-9 классов выставляются отметки по четвертям.
5.В промежуточной аттестации учащихся, находящихся на лечении в санатории,
стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при
лечебном учреждении.
8.Промежуточная аттестация учащихся, отсутствующих более 50% учебного
времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы)
осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемому в
четверти по выбору преподавателем любой из форм промежуточной аттестации.
9.Классный руководитель доводит до сведения учащихся и их
родителей(законных представителей) предметы и форму промежуточной
аттестации, сроки.
10.Учащиеся, имеющие неудовлетворительную отметку за год по учебному
предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.

График проведения административных контрольных работ
по МОБУ СОШ с. Ишемгул в 2023-2024 учебном году
Входные контрольные работы
Предметы

7класс

8класс

9класс
32

Русский язык

15.09

18.09

16.09

Математика

9.09

15.09

15.09

График проведения административных контрольных работ
на IIчетверть
Предметы

7 класс

8 класс

9 класс

Русский

17.12

15.12

16.12

Математика

24.12

22.12

23.12

График проведения административных контрольных работ
на III четверть в выпускных классах.
Предметы
9 класс
Русский яз.
16.03.
Математика
17.03.
Итоговые административные контрольные работы (промежуточная
аттестация)
за 2023 – 2024 учебный год .
Класс
7 класс
8 класс
Русский яз.

17.05

21.05

Математика

23.05

23.05

График проведения контрольных работ по МОБУ СОШ с.Ишемгул в 2023-2024
учебном году
График проведения контрольных работ по русскому языку
кл
Сроки проведения
ас
с
ы
7 11.09 15.09 02.10 13.10 24.11 1.12 19.12 28.12 15.02 17.05
8 19.09 24.10 23.11 21.12 1.022 3.02 22.04 7.05 21.05
9 21.09 4.10 26.10 9.11 7.12 15.12 21.02 10.04 16.05
График проведения контрольных работ по башкирскому языку как
государственному языку Республики Башкортостан
Классы

Сроки проведения
33

7

12.09

17.10

19.12

12.03

14.05

8

11.09

16.10

18.12

11.03

13.05

9

13.09

18.10

20.12

13.03

15.05

График проведения контрольных работ по истории
Класс
ы

Сроки проведения

7

23.10 20.11 04.12 07.12 18.03 20.05 23.05

8

03.10 18.10 28.11 09.01 28.02 20.03 08.05 22.05

9

13.11 22.11 07.02 19.02 13.05 13.05 22.05
13.11 28.11 30.01 08.04 21.05
График проведения контрольных работ по обществознанию

Класс
ы

Сроки проведения

7

05.10 21.12 29.02 23.05

8

25.10 27.12 14.02 22.05

9

28.11 23.01 20.02 07.05

График проведения контрольных работ по ОБЖ

Классы

Сроки проведения

8

21.09 23.11

08.02

29.02

9

15.11 17.01

20.03

22.05

25.04

23.05

График проведения контрольных работ по английскому языку
Кла
ссы

Сроки проведения

7

02.09 23.09 18.10 17.11 09.12

17.01 09.02

23.03

28.04

8

03.09 03.09 12.11 13.12 31.01

04.03 11.04

09.05

22.05

02.05
34

9

02.09 30.10 28.11 01.12 30.01

10.02 10.03

14.04

17.05

График проведения контрольных работ по химии
Классы

Сроки проведения

8

17.11

2.02

16.03

24.05

9

21.10

8.02

21.04

26.05

10

22.11

21.02

21.04

16.05

11

22.11

10.02

9.05

Классы

График проведения контрольных работ по биологии
Сроки проведения

7

28.10

23.12

17.03

21.05

8

28.10

23.10

17.03

22.05

9

25.10

27.12

25.03

23.05

График проведения контрольных работ по математике
Сроки проведения

Кл
асс
ы

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №
10
7 23.0 22.1 23.1 27.1 01.0 21.0 18.0 11.0 06.0 20.0
9
0
1
2
2
2
3
4
5
8

6.09 15.1 19.1 20.1 21.0 18.0 14.0 13.0 6.05 22.0
0
1
2
1
2
3
4
5

9

6.09 29.0 27.1 8.12 2.02 18.0 11.0 15.0 13.0
9
0
2
3
4
5

Формы аттестации обучающихся
Классы
7

Предмет

Форма промежуточной аттестации

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литературное чтение

Тестовая работа. техника чтения

Иностранный язык

Тестовая работа

Башкирский язык

Диктант

Родной язык

Диктант
35

Математика

Контрольная работа

История

Контрольная работа

ОДНКНР

Тестовая работа

Физика

Тестовая работа

География

Тестовая работа

Биология

Тестовая работа

Музыка

Практическая работа

Изобразительное искусство Практическая работа

8

Технология

Проектная работа

Физическая культура

Зачет

Русский язык

Изложение

Литературное чтение

Тестовая работа. техника чтения

Иностранный язык

Тестовая работа

Башкирский язык

Диктант

Родной язык

Диктант

Математика

Контрольная работа

История

Контрольная работа

Физика

Тестовая работа

Химия

Тестовая работа

География

Тестовая работа

Биология

Тестовая работа

Музыка

Практическая работа

Изобразительное искусство Практическая работа

9

Технология

Проектная работа

Физическая культура

Зачет

ОБЖ

Тестовая работа

Русский язык

Изложение

Литературное чтение

Тестовая работа. техника чтения

Иностранный язык

Тестовая работа

Башкирский язык

Диктант

Родной язык

Диктант

Математика

Тестовая работа

История

Контрольная работа

Физика

Тестовая работа
36

Химия

Тестовая работа

География

Тестовая работа

Биология

Тестовая работа

Физическая культура

Зачет

ОБЖ

Тестовая работа

Учебный план ( недельный ) для 7-9 классов на уровень основного общего
образования
Предметные
Учебные предметы
Кол-во часов в неделю Всего
области
Обязательная часть
7 кл. 8 кл. 9 кл
Русский язык и
Русский язык
4
3
3
10
литература
Литература
2
2
3
7
1*
1*
1*
3*
Родной
язык
и Родной язык
родная литература Родная литература
1*
1*
1*
3
Иностранные языки Иностранный язык
3
3
3
9
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Информатика
1
0,5
1*
2,5
История
России. Всеобщая
Общественно2
2
2
6
научные предметы история
Обществознание
1
1
1
3
География
2
2
2
6
Основы духовно- Основы
духовно0,5
0,5
нравственной
нравственной
культуры
культуры народов народов России
России
Биология
1
2
2
5
Естественно –
Химия
2
2
4
научные предметы
Физика
2
2
2
6
Искусство
Музыка
0,5* 0,5*
1*
Изобразительное искусство
0,5* 0,5*
1*
Технология
Технология
1*
1*
2*
Физическая
Физическая культура
1
1
1
3
культура и Основы
ОБЖ
1
1*
2*
безопасности
жизнедеятельности
Итого:
28,5 30,5
30
89

Часть, формируемая участниками образовательных отношении
37

9

3,5
2,5
3
(10,5) (10,5) (10,5)
язык
1
1
1

Башкирский язык как государственный
Республики Башкортостан
Математика
История
Информатика
Основы духовно- нравственной культуры народов
России
Физика
Физическая культура
Максимально допустимая недельная нагрузка

3

1

1
1
0,5

0,5
0,5

0,5

1
32

1
33

1

1

1
33

3
98

* При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы",
информатики в 9 классе, музыки, изобразительного искусства, технологии, ОБЖ
засчитываются в часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Учебный план ( годовой ) для 7-9 классов на уровень основного общего
образования
Предметные
области
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература

Учебные предметы

Кол-во часов в неделюВсего

Обязательная часть
Русский язык
Литература
Родной язык

7 кл.
136
68

8 кл.
102
68

9 кл
102
102

340
238

34*

34*

34*

102

34*

34*

34*

102

102

102

102

306

102

102

102

306

Геометрия

68

68

68

204

Информатика

34

17

34*

85

68
34
68

68
34
68

68
34
68

204
102
204

Родная литература
Иностранные языки Иностранный язык (английский)
Алгебра

История
России.
Общественнонаучные предметы история
Обществознание
География

Всеобщая

38

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Основы духовно- нравственной
культуры народов России

17

Биология
34
68
68
Естественно –
Химия
68
68
научные предметы
Физика
68
68
68
Музыка
17*
17*
Искусство
Изобразительное искусство
17*
17*
Технология
Технология
34*
34*
Физическая
Физическая культура
68
68
68
культура и Основы
ОБЖ
34
34*
безопасности
жизнедеятельности
Итого:
969 1037 1020
Часть, формируемая участниками образовательных отношении
119
85
102
Башкирский язык как государственный
язык 34
34
34
Республики Башкортостан
Математика
34
Информатика
17
Основы духовно- нравственной культуры народов 17
России
Физика
34
Физическая культура
34
34
34
Максимально допустимая недельная нагрузка
1088 1122 1122

17

170
136
204
34*

34*
68*
206

68
3026

306
136
34

17
17
136
3332

* При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы",
информатики в 9 классе, музыки, изобразительного искусства, технологии, ОБЖ
засчитываются в часть, формируемая участниками образовательных отношений.

39

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».